Содержание
- Лишение прав или штраф если уехал с места ДТП?
- Как доказать невиновность если уехал и не заметил ДТП
- Ответственность за неумышленное оставление места аварии
- В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать
- Что грозит за неумышленное оставление места ДТП
- Как получить страховку, если виновник скрылся с места ДТП
- Разрешается ли уехать с места ДТП, не заметив столкновения
- Пострадавший уехал с места аварии: автоподстава или нет?
- Когда можно покинуть место ДТП
- Что делать если уехал с места ДТП
Лишение прав или штраф если уехал с места ДТП?
Случаи, когда происходит оставление места
аварии, обычно связаны со следующими обстоятельствами:
- если
водитель уехал с места ДТП, не поняв, что было столкновение машин – если
отсутствовали внешние признаки аварии, характерные звуки, сигналы от второго
участника; - если
отъезд вызван умышленными действиями автовладельца, который решил избежать санкций; - если
возникла необходимость срочно доставить пострадавших граждан в медучреждение.
Обратите внимание! Законные варианты отъезда
с места ДТП указаны только в ПДД. Водители могут самостоятельно принять такое
решение только после оформления извещения по программе Европротокола, либо при
добровольном урегулировании всех взаимных претензий
При любых обстоятельствах
запрещено уезжать, есть участники аварии или случайные пешеходы получили
травмы.
Если уехать с места ДТП до соблюдения
всех обязательных правил, ответственность наступает даже при отсутствии
серьезных последствий. Закон обязывает выполнить следующие действия:
- незамедлительно
после столкновения убедиться в отсутствии пострадавших, оказать первоочередную помощь
в случае причинения вреда, вызвать медиков; - зафиксировать
местоположение машин, участвовавших в ДТП, выставить аварийные знаки; - уведомить
об аварии ГИБДД, если отсутствуют основания для составления Европротокола; - оставаться
на месте аварии до оформления всех юридически значимых документов.
Закон позволяет водителям разъехаться,
только при заполнении протокола о нарушении ПДД, либо извещения о ДТП по
программе Европротокола. Даже попытка решить вопрос выплатой компенсации сразу
после аварии, без оформления иных документов, может расцениваться как
оставление места ДТП, если потерпевший впоследствии заявит об этом нарушении.
Какое наказание грозит, если водитель
все же уехал с места ДТП и проигнорировал требования правил? Для этого будет
применяться ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность по
следующим основаниям:
- наказание
назначается только водителю, т.е. лицу, находившемуся за рулем автомобиля
(водители иных авто, ставшие свидетелями столкновения, не понесут
ответственности); - санкции
последуют только в случае, если водитель уехал с места ДТП в нарушение правил
(в ПДД указаны специальные основания, когда можно на законном основании уехать); - штраф
за указанный проступок закон не устанавливает, а виновное лицо будет лишено
прав на период от 1 до 1.5 лет, либо арестовано на срок до 15 суток.
Если гражданин уехал с места ДТП без
законных оснований, последствия будут
однозначными – санкция КоАП РФ предусматривает только лишение прав. Арест
применяется только к лицам, ранее лишенным прав, либо не имеющих их.
Что грозит, если машина уехала с места ДТП,
а другие участники аварии не успели записать номера, не располагают сведениями
о водителе? В этом случае дополнительных санкций не последует, так как в КоАП
РФ только одна статья карает за покидание места аварии. Даже если от наезда
пострадали граждане, розыск неизвестного виновника будет вестись по линии МВД.
Как доказать невиновность если уехал и не заметил ДТП
Если вы получили судебную повестку, советуем
сразу подъехать и ознакомиться с материалами дела, сделать копии документов.
Это позволит оценить серьезность предъявленных обвинений, выбрать тактику
защиты, подготовить доказательства, связаться с юристом. В моей практике были
случаи, когда к ответственности привлекали совершенно постороннего водителя. На
записи видеорегистратора пострадавшего были видны только общие контуры и цвет машины
виновника, без госномеров или иных идентификаторов. При рассмотрении данного
дела все сомнения были истолкованы судом в пользу клиента, а мы добились отказа
в лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.
Совет
юриста.
Установить личность водителя, покинувшего место ДТП, достаточно сложно.
Доказать, кто именно был за рулем, по записям камер или регистраторов вообще почти
невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД вправе составить протокол в отношении
собственника машины, если в доказательствах присутствует госномер, иной
идентификатор. Доказывать, что автомобилем управляло другое лицо по
доверенности, придется собственнику.
По материалам дела можно начать
подготовку к процессу. Как указано в Постановлении по делу № 38-АД16-5, вина в
нарушении ПДД заключается в умышленном характере оставления места аварии.
Водитель должен осознавать, что нарушает закон, сознательно допускает это или
демонстрирует безразличие. Если вы не заметили ДТП и уехали, доказать отсутствие
вины можно следующими способами:
- заказать
экспертизу повреждений на своем автомобиле (они могут не совпасть с царапинами,
трещинами или иными дефектами на авто потерпевшего); - представить
доказательства, что в указанный в протоколе день вы вообще находились в другом
городе или регионе (например, в служебной командировке); - представить
описание дорожной обстановки в месте ДТП, т.е. постоянный и активный трафик,
наличие шумного производства, путей прохождения железнодорожного транспорта; - описать
особенности конструкции своего транспортного средства, которые лишают
возможности видеть некоторые повреждения и места ударов; - взять
в суд запись со своего регистратора, на которой отсутствуют какие-либо внешние
проявления ударов или столкновений; - вызвать
свидетелей, которые также не заметили момент контакта с другим автомобилем
(например, можно пригласить пассажиров вашей машины).
Обратите внимание! Закон обязывает трактовать все сомнения и несостыковки по делу в пользу нарушителя. В первой инстанции рассчитывать на это сложно, однако вышестоящие суды могут оценить и такие моменты
Поэтому при выступлении в процессе настаивайте, чтобы все ваши доводы и пояснения были внесены в протокол.
Если вы управляли общественным или служебным транспортом, возьмите в суд путевые листы, справки о маршруте. Это подтвердит, что даже не заметив повреждений и уехав с места ДТП, вы действовали неумышленно, следовали обычному маршруту движения. Также можно ссылаться на послерейсовый осмотр, который не выявил каких-либо повреждений на корпусе или деталях ТС.
Можно ли оспорить наказание
Даже представив указанные выше
доказательства, дать гарантию положительного исхода дела невозможно. Лучше
заранее рассмотреть перспективы дальнейшего обжалования, если вас лишат прав по
ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. При наличии документов, записей и ваших пояснений в материалах
дела, на них нужно ссылаться в жалобах. Естественно, на всех стадиях обжалования
используйте поддержку юриста, так как придется использовать дополнительные варианты
защиты.
Ответственность за неумышленное оставление места аварии
Сделать это крайне сложно, поскольку
любое столкновение машин сопровождается характерными звуками удара, скрежета, разбитых
стекол и т.д. Кроме того, даже незначительное столкновение меняет траекторию
машины, возникают толчки или остановка движения. Об аварии будут
свидетельствовать и сигналы второго участника происшествия.
Фактически, доказать отсутствие вины
можно только при ДТП на парковке. Если машину случайно задели во время, пока
водитель отсутствовал за рулем, заметить царапину или незначительное
повреждение он может спустя несколько часов или даже дней. В этом случае можно
ссылать на объективную обстановку, при которой водитель не мог предполагать о
причиненных повреждениях.
В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать
Если рассматривать случаи, когда автовладелец
сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения
прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков
давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно
перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают
административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.
Будем разбираться, каким образом можно
доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и
повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:
- ввиду
незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение
машин, касание бампером или иной частью авто; - ввиду
шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета
объективно невозможно услышать; - ввиду
специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5
речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых
зон); - при
бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например,
если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.
Не заметив внешних проявлений от контакта
и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего,
других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей
машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в
другом месте)
Совет
юриста.
Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины
в протоколе и извещении
Поэтому важно своевременно получать судебные повестки,
уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить
доказательства, найти опытного юриста
Проигнорировав участие в суде первой
инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.
Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.
Что грозит за неумышленное оставление места ДТП
Неумышленно, можно сказать, случайно, угодил в аварию, не заметил этого, потому и скрылся с места происшествия. Нелепо, даже глуповато, но, такое происходит сплошь и рядом. И это факт. Причины такого ДТП просты.
Как правило, это:
- Ночное время и, соответственно, плохое уличное освещение;
- Плохая видимость на дороге;
- Погодные условия, которые затрудняют движение.
Вот и случается, зацепил кого-то и даже не почувствовал. Потому то и продолжил движение. Обычно в таких происшествиях участвуют крупные дальномеры и легковые автомашины. В такой ситуации трудно заметить, что легковушка задела огромный грузовик.
Фура уехала, поскольку водитель ее даже не заметил наезда, а водитель легковой остался на месте. Оформил ДТП, пригласив сотрудников ГИБДД. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: лицо, совершившее наезд объявлено пострадавшим, а водитель фуры – виновником аварии. И, возможно, что его ждут неприятности, вплоть до лишения прав.
Еще раз, развернуто, перечислим причины, которые могут привести к ситуации, когда водитель неумышленно оставляет место аварии:
- Плохое освещение на дороге, на территории дворов и т. п.;
- Непогода: гроза, дождь, снег и т. д.;
- В салоне включена музыка на полную громкость;
- Незначительность, ничтожность происшествия. В результате водитель просто не заметил соприкосновения.
Водителю, уехавшему с места происшествия, придется доказывать, что он не виновен в случившемся в суде, аргументировано обосновав мотивы своего поведения. Суд установит степень вины каждого из участников аварии и назначит наказание.
Ответственность за подобные действия предусмотрена такая же, как и за умышленное оставление места происшествия (КоАП). Дело в том, что признается только умышленное действие, а неумышленного оставления не существует. Такого понятия в законе нет.
Но случалось, что в суде водитель доказывал свою правоту, т. е., то, что он не заметил, не почувствовал аварии, поэтому и уехал. В итоге – устное предупреждение или небольшой штраф.
Как получить такой результат? Давайте, посмотрим.
Незначительное ДТП
Как вариант действий? Необходимо доказать, что происшествие ничтожно по значимости и ни никаких серьезных последствий нет. Люди не пострадали. Автомобиль «отделался легким испугом», чуть поцарапано покрытие, вмятина и т. п.
Подобные, скажем так, «аварии» частенько случаются во дворах с плохим освещением или на подземных парковках. Задел легонько и не заметил. Виновник уехал, а владелец пострадавшего автомобиля все зафиксировал, оформил происшествие, получив данные видеонаблюдения, затем обратился в ГИБДД. Все, казалось бы, правильно, авария налицо, виновник установлен, но возникший конфликт между соседями можно уладить и полюбовно, не утруждая разрешением спора, государственные органы.
Однако, обращение в ГИБДД – свершившийся факт, поэтому виновнику придется объяснять в полиции свои действия, причины своего отъезда с места происшествия. Затем он обязан свой автотранспорт передать соответствующему органу на экспертизу. Далее – суд.
Если в ходе судебных разбирательств он сумеет доказать, что повредил чужой автомобиль непреднамеренно, тот факт, что он не заметил, как его зацепил, то отделается штрафом или предупреждением. Если нет – прощай права.
Совет. Если с вами приключится подобный казус, то «не бейтесь» с законом в одиночку, пригласите адвоката. Но не любого, а того, который специализируется именно на происшествиях, связанных с автотранспортом. Да, адвокатские услуги не из дешевых, но шансы на то, что вы сохраните свои водительские права, существенно вырастут.
Лучше потратиться на адвоката, чем на восстановление чужой автомашины и затем ходить пешком, лишившись по решению суда права водить автомобиль. К тому же, не секрет, для многих водить машину – жизненная необходимость, профессия, поэтому лишиться прав для них означает остаться без работы.
Чистосердечное раскаяние
Еще вариант действий, направленных на смягчение возможного наказания за то, что виновник оставил место происшествия и уехал. Рассмотрим случай, когда водитель все-таки заметил, что он повредил чужую машину. Она даже вышел из автомобиля, осмотрел повреждения, затем место аварии покинул. Довольно распространенное явление, как утверждают юристы.
Итак, подобное произошло на стоянке во дворе, подземном паркинге, где установлены камеры видеонаблюдения. А это означает, что все обстоятельства аварии зафиксированы. В этом случае, скорее всего, суд вынесет решение о лишении виновника прав.
Смягчить наказание можно, например, уменьшив срок до месяцев вместо 18, признавшись чистосердечно в совершенном деянии. Чистосердечное признание, как говорится, облегчает наказание.
Как получить страховку, если виновник скрылся с места ДТП
Аварии случаются двух типов: когда водитель присутствовал в машине и когда его не было. Второй случай очень распространен из-за загруженных парковок и заставленных машинами дворов.
В этом случае, когда владелец заметил у себя на автомобиле следы столкновения, следует попытаться найти свидетелей и узнать у них информацию о втором участнике ДТП, который скрылся с места аварии. Если это случилось на территории, где есть видеокамеры (камеры слежения парковки или камеры возле соседних зданий), необходимо узнать их угол обзора и могут ли они помочь в обнаружении виновника. Если есть хотя бы какая-то информация – вызывайте полицию и предоставьте им все данные. Успех в этой ситуации напрямую зависит от активности пострадавшей стороны в поиске свидетелей и доказательств.
А если авария произошла во время присутствия обоих автомобилистов, но один из них скрылся с места ДТП, страховая ОСАГО может выплатить только ущерб, нанесенный здоровью водителя. Чтобы получить компенсацию за материальный ущерб – необходимо знать информацию о втором участнике происшествия. Тут снова будут необходимы свидетели и видеокамеры на участке аварии. Идеально – самому успеть зафиксировать данные об автомобиле на телефон или запомнить номера, цвет и марку машину.
Разрешается ли уехать с места ДТП, не заметив столкновения
Водителям, участвовавшим в происшествии, запрещается уезжать с места происшествия до проведения разбирательства с участием представителей ГИБДД. Цель расследования – установить виновника аварийной ситуации для компенсации понесенного ущерба пострадавшим и привлечения к ответственности.
Но в некоторых случаях разрешается и даже предписывается уехать, и такие действия не считаются нарушением.
Ситуации, когда разрешено покидать место аварии
Водителю разрешается уезд с места ДТП до прибытия представителей дорожной полиции, если:
- авария вызвала незначительный ущерб, количество участников ограничивается двумя автомашинами. В этом случае автолюбителям необходимо прийти к общему мнению по поводу виновного в столкновении, составить Европротокол, зафиксировав обстоятельства нанесения повреждений;
- автомобилист вынужден уехать для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Однако правила предписывают необходимость сообщить собственные персональные и контактные данные, регистрационный номер машины остальным участникам аварии. После доставки потерпевшего следует прибыть к месту расследования для документального оформления последствий;
- необходимо убрать авто с проезжей части, чтобы не создавать помех движению. Предварительно обстоятельства столкновения необходимо зафиксировать фото- или видеосъемкой. Водителям необходимо поставить ТС на обочине дороги до прибытия представителей ГИБДД, чтобы составить протокол происшествия.
Что свидетельствует о неумышленном покидании
Нередко водитель не замечает, что произошло ДТП, и покидает место столкновения по причине:
- недостаточной видимости в связи с плохими погодными условиями;
- сильного шума и незначительности повреждения, не сопровождающегося сильным звуком удара, выделяющимся на общем фоне.
Пострадавший уехал с места аварии: автоподстава или нет?
Если сложилась ситуация, когда потерпевший уехал с места ДТП, попросту не заметив, что его ударили, не стоит пытаться его догнать или остановить. Делать этого ни в коем случае нельзя.
Объяснить такую ситуацию можно двумя способами.
- Потерпевший не заметил столкновения, поэтому уехал с места аварии. Возможно, спустя время, он увидит повреждения и вспомнит ситуацию, в которой он побывал, и вернется на место ДТП, где вполне имеет право вызвать работников полиции и устроить разбор. Такая ситуация достаточно спорная в плане страховки, но в любом случае, водитель не лишится своих прав при правильной линии объяснения ситуации. Кроме того, если виновник аварии уже вызвал ГИБДД, то пострадавший может быть задержан ближайшим постом ДПС и тут уже возможны последствия.
- Если потерпевший остановился, увидел повреждения и начал требовать компенсацию, но при упоминании работников ГИБДД уехал, оправдываясь срочными делами, больными родственниками, похоронами, то здесь однозначно имеет место автоподстава. Таких ситуаций на дороге может быть очень много, причем комбинаций у злоумышленников хватает даже на самых опытных водителей автотранспорта.
Что делать, если пострадавший не заметил аварию? Такие непреднамеренные ситуации бывают, о чем часто пишут правовые форумы. Пример:
Незаметная машинка.
Девушка оставила свой автомобиль на стоянке. Сработала сигнализация. Она посмотрела в окно и увидела, что её машина стоит на месте. Немного позже, она вышла из здания, села в автомобиль и уехала. И лишь спустя несколько часов, после мойки автомобиля, она увидела вмятину на водительской двери. Она вернулась на место ДТП и вызвала ГИБДД.
Случай достаточно спорный, поскольку владелец машины уехал с места аварии и даже успел помыть машину. Страховая компания вряд ли одобрит решение о компенсации, даже если виновник будет определен. Но лишить прав её не смогут, так как она имела веские обстоятельства уехать, и не знала о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие.
Что в этом случае должен сделать виновник, чтобы не оказаться в сложной ситуации. Прежде всего, он должен действовать также, как и в стандартном ДТП. То есть, остановить машину, обозначить знаками место и так далее, по списку.
Но как быть в том случае, если вы видите явные признаки автоподставы? В этом случае, намного сложнее выйти сухим из воды, ведь вас намеренно делают виноватым. Рассмотрим пример:
Вы едете в своем ряду и видите спортивный автомобиль, который поджимает вас сзади, мигает дальним светом и всячески показывает, что вы слишком медленно движетесь. Вы перестраиваетесь в соседний ряд и сталкиваетесь с другим автомобилем – «подставой», который держался все это время в слепой для вас зоне. После этого, из машины выходят накачанные ребята, угрожают и требуют у вас деньги.
Как вести себя в этой ситуации?
- прежде, чем начать маневр, включить поворот, тем самым показывая то, что вы планируете изменить направление движения;
- убедиться, что у вас нет помехи справа;
- увеличить скорость для осуществления маневра и плавно перестроиться в другой ряд.
Даже при движущейся помехе в слепой зоне, шансы на столкновение будут минимальными. Но если это уже произошло, то главное не поддаваться на шантаж и угрозы. И уж тем более, не ехать вслед за «пострадавшим», который уехал с места ДТП. Если ваш автомобиль поврежден, то вызывайте ГИБДД и оформляйте его по форме.
Популярная автоподстава.
Еще один частый случай, когда впереди идущий автомобиль подставляет себя для удара сзади. В этом случае «пострадавший» резко тормозит перед вторым автомобилем. Если водитель опытный и успел среагировать, то такие люди не брезгуют и тем, чтобы сдать назад.
Спасти ситуацию в этом случае может правильное поведение водителя сзади идущего автомобиля, а также свидетели, которые могли записать происшествие на видеорегистратор. Несмотря на то, что запись с видеорегистратора не может считаться доказательством, в суде это учтется.
Когда можно покинуть место ДТП
В пункте 2.6.1 ПДД чётко прописаны условия, когда можно покидать место происшествия. Уезжать с места происшествия можно только в тех случаях, когда нет раненых и погибших. Если это условие выполнено, возможны два варианта развития событий.
Если водители не могут договориться между собой
Первый вариант. Если между водителями нет единой точки зрения на произошедшее, обязательно нужно позвонить в автоинспекцию. Но сотрудник может указать приехать для оформления аварии на пост ДПС. Водителям перед этим надо зафиксировать, в том числе при помощи средств фото- видеосъёмки, положение ТС и других предметов, относящихся к аварии относительно друг друга и окружающих объектов.
Такая ситуация также не считается покиданием места аварии, если все её участники приедут в стационарный пункт ДПС и оформят бумаги там с участием инспектора.
Споров между участниками нет
Второй вариант – когда у участников аварии нет разногласий по виновности, обстоятельствам аварии и т. п. В этом случае об аварии можно даже не сообщать в ГАИ.
В этом случае у участников аварии появляется выбор из трёх вариантов действий.
- вместе поехать в ближайшее отделение ГИБДД и там совместно с сотрудниками ГАИ оформить произошедшее. Предварительно надо сфотографировать или иным способом зафиксировать расположение авто на месте аварии;
- оформить Европротокол (но это возможно только если столкнулись два транспортных средства (прицеп за ТС не считается), у обоих водителей есть ОСАГО, и ничего, кроме ТС участников, не пострадало);
- никак не оформлять ДТП (дополнительное условие – повреждено должно быть только имущество участников, то есть если снесён столб, этот вариант не прокатит).
Оформление на посту ГАИ
Наиболее простой и надёжный в плане получения возмещения ущерба способ. По своей сути ничем не отличается от оформления сотрудниками ДПС, как это было раньше. Единственное отличие – вы больше не ждёте наряд, часами «кукуя» в машине, а сами едете к инспекторам. В отделении вам выдадут те же самые бумаги, что и при оформлении на месте аварии.
Кроме того, в последнее время автоинспекторы всё чаще не выезжают на место лёгких аварий, а просят их участников следовать на ближайший пост, даже при наличии разногласий между участниками.
С этим недавно столкнулся один мой знакомый. Дело было в Москве. Он попал в небольшое ДТП. Когда он позвонил в полицию, сотрудник заявил ему, что к месту аварий без пострадавших гаишники теперь не выезжают, и сказал, что водителям необходимо самим явиться в отделение или оформить Европротокол.
Оформление происшествия по Европротоколу
Как уже говорилось, кроме согласия с виновностью, необходимым условием является участие только двух ТС и наличие полиса «автогражданки» у обоих автовладельцев.
У этого типа оформления есть ещё одна, самая важная особенность. Оно может применяться, только когда ущерб составляет меньше 50 000 рублей. Исключение сделано для происшествий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, и их областей. Если участники ДТП предоставят фото и видеоматериалы с места аварии, а также полученные при помощи ГЛОНАСС координаты произошедшего, максимальный размер возмещения возрастёт до 400 000 р.
Собственно оформление ДТП заключается в заполнении совместно двумя водителями извещения о ДТП, бланки которых выдаются страховщиками при покупке полиса, а также в любое время при просьбе страхователя. Главное – это правильно заполнить бланк извещения, иначе страховая может отказать в выплате.
И ещё. Виновник обязательно должен доставить свою часть бланка извещения своему страховщику. Иначе ему грозит регресс от страховой компании.
Статьи в тему:
Разъезд без оформления
Чаще всего такой вариант применяется, когда у виновника нет страховки ОСАГО, а также когда повреждения незначительны и водители не хотят оформлять ДТП, чтобы не потерять скидку за безаварийную езду, или чтобы не возиться с бумагами.
Статьи в тему:
В этом случае участники договариваются между собой, о том, кто виноват, сколько кто кому должен, как будет произведён расчёт, и по обоюдному согласию разъезжаются.
Чтобы впоследствии не возникло неприятных ситуаций, необходимо написать расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий. Пишется она в свободной форме.
Статья в тему: Зачем нужна расписка о возмещении ущерба при ДТП и как правильно её написать + образцы
Взять расписку, что нет претензий, необходимо, даже если вы не виноваты, и не собираетесь получать компенсацию от виновника. Так как иначе, второй водитель может передумать, вернётся на место аварии, вызовет ГАИ, и вы будете объявлены скрывшимся с места ДТП, да ещё и виновником.
Что делать если уехал с места ДТП
С какой целью закон требует обязательное
присутствие обоих участников на месте аварии? Это связано с необходимостью
зафиксировать все обстоятельства происшествия, минимизировать негативные
последствия от столкновения транспортных средств:
- сразу
после ДТП автовладельцы должны установить, имеются ли пострадавшие граждане, оказать
им первую неотложную помощь; - участники
инцидента должны вызвать на место аварии медицинских специалистов, а если это
невозможно, то доставить пострадавших в ближайшую больницу попутным транспортом
или на личном автомобиле (это практически единственный случай, когда участник
ДТП может на законном основании временно покинуть место аварии); - после
оказания помощи пострадавшим необходимо вызвать инспекторов ГИБДД для
оформления процессуальных документов; - если
в аварии нет пострадавших, в ряде случаев водители могут обойтись без помощи
сотрудников ГИБДД при заполнении извещения о ДТП; - по
итогам оформления документов обе стороны должны подписать процессуальные
бланки, либо указать в них свои возражения.
Что делать, если уехал с места ДТП?
Водители могут скрываться с места происшествия по следующим причинам:
- умышленно,
с целью избежать привлечения к ответственности; - без
умысла, когда оставление места ДТП разрешается по закону, либо сотрудники ГИБДД
длительное время не реагируют на вызов; - когда
водитель не заметил факт ДТП (например, при незначительном контакте автомобилей
в дорожном потоке или на парковке).
Законных оснований для оставления места
аварии немного. Прежде всего, оставить место ДТП можно для доставления
пострадавших граждан в лечебное заведение, если вызов скорой помощи или
отправка граждан попутным транспортом невозможны. В этом случае предполагается,
что уехавший водитель обязан вернуться обратно сразу после доставление жертвы
ДТП в больницу. Факт законности отъезда будет подтверждаться показаниями
потерпевшего, специалистами медицинской клиники, записями о поступлении пациента.
Также можно оставить место аварии, если
должностные лица ГИБДД не отреагировали на неоднократные вызовы водителей, не
прибыли для оформления процессуальных бланков. В этом случае нужно учитывать
следующие нюансы:
- после
первого звонка в ГИБДД водители должны оставаться на месте аварии не менее трех
часов, при этом перед отъездом телефонное уведомление должно быть
продублировано; - перед
оставлением места ДТП оба участника должны максимально подробно указать все
обстоятельства аварии в извещении, в том числе зафиксировать местоположение и
повреждения автомобилей, сохранить записи видеорегистратора, сделать фотоснимки
с различных ракурсов, переписать контактные данные очевидцев, и т.д.; - после
оформления документов и оставления места ДТП, целесообразно подъехать на
ближайший стационарный пост ГИБДД и зафиксировать все обстоятельства аварии.
Еще одним законным вариантом является оставление места ДТП, чтобы устранить препятствия для движения других транспортных средств. В этом случае нужно оставить автомобили в непосредственной близости от места столкновения, дождаться сотрудников ГИБДД.