Ксенон в 2021 году: штраф или лишение прав?

Как уйти от наказания

На многих автомобильных форумах автомобилисты активно дают советы, как избежать штрафа за ксенон. Некоторые рекомендации из тех, что давали, как бы эксперты, вызывают явные сомнения. Мы остановимся только на основных положениях позволяющих автомобилистам адекватно оценить сложившуюся ситуацию.

Образец сертификата соответствия фар автомобиля.

Когда вы стоите, а на вашем авто неправомерно установлен ксенон, то не нужно отъезжать при каждом приближении в вашу сторону сотрудника ГИБДД. За управление машиной вас накажут более строго, чем за установку неправильных ламп. Уменьшить наказание либо вовсе его избежать получится, только оспаривая допущенные полицейским ошибки, в предусмотренной законом процедуре.

Прежде чем просить нарушителя открыть капот инспектор должен найти двух понятых или обеспечить видеосъёмку. Причем, запись, сделанная на личный смартфон полицейского, не считается официальной видеосъёмкой. Автовладелец не должен самостоятельно выкручивать лампочки, чтобы демонстрировать их маркировку.

Сошлитесь на свое неумение выполнять такие работы, поскольку, отгоняете авто на СТО. Инспектора технадзора вежливо попросите предъявить свое удостоверение, чтобы переписать его данные. Затем предупредите, что в случае поломки, вы потребуете полной компенсации нанесенного ущерба, а закон на вашей стороне.

Судебная практика

Ознакомиться с судебной практикой по использованию ксеноновых ламп можно в интернете: решения легко найти в свободном доступе.

В качестве примера рассмотрим реальное дело, в результате которого водитель за нелегальную установку ксеноновых ламп избежал лишения прав.

Мировой судья г. Челябинска вынес положительное для водителя постановление и ограничился только штрафом размером 500 рублей.

  1. В отношении Б. был выписан протокол о привлечении к ответственности по 12.5.3 КоАП РФ.
  2. Инспектор ГИБДД дал разъяснения относительно нарушения: сообщил, что Б. незаконно установил в фары своей машины газоразрядные лампы в нарушение Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации.
  3. Б. в ходе судебного заседания сообщил о несогласии с данным протоколом. Основные доводы опирались на п. 3.6 Положений, указывающий, что ТС не допускается к эксплуатации, если в передних световых приборах установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого.
  4. Цвет ламп на автомобиле, принадлежащем Б., соответствует техническим требованиям и не противоречит закону.
  5. Б. удалось убедить судью, что квалификация правонарушения осуществлялась неправильно; в данной ситуации должны применяться нормы 12.5.1 КоАП РФ.
  6. Дело об административном правонарушении Б. было возвращено мировым судьей в отдел ГИБДД.
  7. Подразделение переквалифицировало нарушение и обязало Б. к административному штрафу по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
  1. Постановлением мирового судьи города Шахты вынесено постановление о лишении З. права управления ТС сроком на 6 месяцев.
  2. Автомобиль был остановлен инспектором ГИБДД в 2021 году после визуальной оценки несоответствия света фар требованиям ПДД. При досмотре установлен факт оснащения передних фар машины газоразрядными лампами.
  3. З. пытался аргументировать позицию защиты, сообщая, что ТС 2 месяца назад прошло техосмотр, а световое оборудование устанавливалось в официальном автосервисе. З. возражал, что у работников ГИБДД, потребовавших открыть капот после остановки машины, нет полномочий для проведения технического осмотра.
  4. Изучив материалы дела, мировой судья определил, что действия инспекторов по исследованию подкапотного пространства невозможно отнести к техническому осмотру: исправность автомобиля не проверялась.
  5. При досмотре ТС представителями ГИБДД выявлено отсутствие автоматического корректора фар, необходимого для соответствия фар с газоразрядными лампами ГОСТу.
  6. На основании информации в протоколе, вещественных доказательств (изъятых ксеноновых ламп и блока розжига), и ст. 12.5.3 Административного кодекса, было вынесено решение о лишении З. прав на 6 месяцев.
Вопрос Ответ
Можно ли поменять простую галогеновую лампу на ксенон? Нельзя.
Какая ответственность грозит за нелегальный ксенон в 2021 году? Лишение права управления ТС на срок 6-12 месяцев.
За ксеноновые фары всегда полагается наказание? Нет. Административное воздействие не применяется, если ксенон установлен изготовителем автомобиля, или легализован при согласованной модернизации ТС.
За незаконный ксенон в 2021 году предусмотрено только лишение прав? Отстранение водителя от управления ТС за незаконный ксенон – самая популярная судебная мера. Но при аргументированной защите можно добиться квалификации правонарушения по ст. 12.5.1 КоАП, предусматривающей , максимум, штраф в размере 500 рублей.
Как выглядит маркировка ламп ксенона на фаре в 2021 году? DC – ближний, DR — дальний, DCR — двухрежимный свет.

Какой штраф за ксенон в 2018, 2019

Штраф выписывается в соответствии с КоАП РФ и «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».

В случае остановки, если фары не должны стоять на этой машине, она изымается, госномера снимаются и авто отправляют на штраф стоянку. Это не делается в темное время суток или при плохой видимости.

Статья 12,5 часть 3 КоАП РФ довольно широк по смыслу, в нем нет конкретных ограничений, поэтому грамотный (ушлый) адвокат может защитить ваши права. А, именно:

  • в правилах написано, что нельзя менять осветительные приборы, требуется сохранять целостность ТС;
  • если установить ксенон лампы, целостность и расположение ламп не меняется.

Иногда в суде часть 3 статьи 12,5 КоАП РФ переквалифицируют в часть 1 статьи 12,5 и в этом случае водитель платит штраф 500 рублей.

В каких законах говорится об установке ксенона

Установка ксенона в ПТФ, как и вопросы установки в фары различных источников света (галогенных ламп, ламп накаливания) производится в соответствии с ГОСТами Российской Федерации и Правилами ЕЭК ООН.

Эти документы присваивают фарам конкретный тип (например, DCR).

Знак утверждения типа фар изображается в форме круга с вписанной в него буквой «E». Далее идет номер страны, где происходило утверждение, и номер самого утверждения. Источники ксенонового света маркируются с начальной буквы «D» и их установка прописана в Правиле ЕЭК ООН № 99 и в ГОСТ Р 41.99-99 о предписаниях по установке газоразрядных ламп в механических транспортных средствах (типы DC, DR и DCR).

Применение ксенона в фарах и ПТФ, не предназначенных для него, определяется как несоответствие режима работы светового прибора требованиям характеристик транспортного средства. Ответственность при нарушении условий использования ксеноновых ламп наступает на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Но такая ответственность возможна при нарушении правил установки. Например, если вы установили ксенон в фары, предназначенные для галогена.

Если ПТФ и другие фары с ксеноном были выпущены вместе с автомобилем на заводе, инспектор ГИБДД не может привлечь вас к ответственности за их использование.

Правила общения с инспекторами ГИБДД

Если инспектор ГИБДД решил, что ксенон в фарах установлен незаконно, то он должен провести досмотр транспортного средства, руководствуясь строгими нормами закона. Как правильно должна быть проведена процедура и как выстроить свое общение с сотрудником ДПС?

  1. Первым делом необходимо попросить инспектора предъявить служебное удостоверение в развернутом виде (если он сам этого не сделал) и постараться запомнить его фамилию, имя и отчество, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части, к которой он прикреплен. Это пригодится, если возникнет необходимость доказать его неправомерные действия в суде;
  2. Для остановки автомобиля у инспектора должна быть веская причина. В нашем случае это свет ксеноновых ламп, который он определил визуально. Для проверки своего предположения о незаконной установке ксенона инспектор должен открыть капот, что уже является не простым осмотром, а именно досмотром. По закону досмотр должен производиться в присутствии двух понятых или при наличии видеосъемки (ст. 27.9 КоАП РФ);
  3. По факту осмотра составляется протокол, в котором должно быть подробно описано, кто его составлял, в отношении кого, как был произведен досмотр и что в результате было обнаружено. В протоколе есть особая графа «Обязанности и права разъяснены». Если права объяснены не были, то в этой графе стоит упомянуть об этом и поставить подпись. Инспектор не может обойтись предложением изучить их самостоятельно. Водитель же вправе потребовать разъяснения порядка обжалования действий сотрудника ГИБДД и сообщения информации о расположении дежурного или иного ответственного лица;
  4. В графе «Объяснения лица» при несогласии с выводами инспектора необходимо написать, «С вменяемым нарушением не согласен, требую помощи адвоката». В дальнейшем это пригодится в суде и поможет обойтись без лишения прав;

После составления и подписания протокола инспектор обязан отпустить водителя, снимать с автомобиля регистрационные знаки или отправлять его на штрафную стоянку он не имеет права. Лишить прав за ксенон может только суд. В худшем случае за его использование придется расстаться с правами на 1 год. Изъятия ксеноновых ламп обычно не производят, хотя это законное право сотрудника Госавтоинспекции. Штраф за использование ксенона не назначается.

Ответственность

Отвечая на данный вопрос, хочется отметить следующее: так уж сложилось в России, что бремя доказывания вины больше не лежит на сотрудниках ГИБДД в случае обращения для разрешения спорной ситуации в суд. Отныне именно Вам придется доказывать свою невиновность, суды, как правило, мало разбираются во всех тонкостях данного вопроса и в большинстве случаев принимают сторону сотрудников ГИБДД.

И так, какой же штраф за ксенон в 2021 году? И лишают ли прав за ксенон? Нелегально установленный ксенон относится к неисправностям, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.

На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Пункт 3.4 Главы 3 Перечня неисправностей

Управление автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фарах, не предназначенных для их установки, влечет лишение права управления автомобилем на срок от шести месяцев до года с конфискацией этих ламп и приспособлений для их эксплуатации (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ). Вот так вот, а штрафа-то и нет — идет сразу лишение прав за ксенон.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)

Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ

Приспособления для эксплуатации ксеноновых ламп – это устройства, предназначенные для обеспечения их работоспособности (блоки розжига и иное оборудование, непосредственно обслуживающее работу ксеноновых ламп).

Если вы решите установить на передней части своего транспортного средства световые приборы, имеющие красный свет или же световозвращающие приспособления аналогичного света, то приготовьтесь оплатить крупный штраф.

Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

Часть 1 статьи 12.4 КоАП РФ

Многие называют это «законом о ксеноне», но это неверно. Так называют лишь свод правил, которые устанавливают ответственность за использование неправомерного (колхозного) ксенона.

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Что такое ксенон?

Ксеноновые фары имеют ряд преимуществ, но использование освещения этого типа разрешено законом только в случае предусмотренной концерном установки подобных ламп. Подобные фары позволяют экономить на электроэнергии, и они работают более продолжительное время чем, например, лампы накаливания.

Так как нить накаливания в лампе этого вида отсутствует, невозможна поломка из-за вибраций или ударов. За счет этого и происходит экономия – частицы света образуются благодаря газоразрядной дуге и поэтому тратится меньше электроэнергии. В момент, когда лампа загорается, к электродам в ней подводится системой напряжение, это и позволяет создать такой яркий свет. Но не во все транспортные средства разрешено устанавливать HID, а только в автомобильные фары со специальной маркировкой. Давайте рассмотрим какой она должна быть для ксенона и можно ли устанавливать его в противотуманные фары по законодательству Российской Федерации.

Маркировка

Могут ли инспекторы ДПС остановить за ксенон в противотуманных фарах? Все требования относятся так же и к противотуманкам, поэтому установка ксенона в них запрещена, если это не предусматривают технические характеристики конструкции или не данный пункт не прописан в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Если вы не знаете можно или нет устанавливать ксеноновые лампы в ваш автомобиль, проверьте маркировку на фарах.

Сегодня известны три типа фар, которые предусматривают ксеноновые лампы в своей конструкции согласно ПДД:

  1. DR – ксенон для дальнего освещения;
  2. DC – ксенон для ближнего освещения;
  3. DCR – ксенон для комбинированного, ближнего и дальнего освещения.

Сколько бы вы не доказывали свою правоту инспектору ГИБДД, после осмотра маркировки он поймет, правы вы или нет

Обратите на это внимание перед тем как начинать спор! Если вы будете вопить во всю мочь, то вряд ли это поможет. Лучше разберитесь в законодательстве и оспорьте дело в суде, так это вам обернется меньшими затратами в виде нерв

Таким образом мы разобрались какой штраф за ксенон в нашей стране: его нет, вас лишат прав. Но если правильно вести свое дело и нанять профессионального адвоката, то вы можете выиграть дело и вас оштрафуют на 500 рублей за неправильное использование осветительных приборов, а не за нарушение в использовании их же.

Как избежать штраф за ксенон?

Далеко не каждый водитель желает остаться без удостоверения или получить штраф. Наверное, каждого владельца автомобиля с нештатно установленными газоразрядными лампами интересует возможность не выплачивать денежное взыскание. В нашей статье мы разберем, как избежать штраф за ксенон легко и при этом вполне законно.

В случае если вас остановил работник Государственной инспекции дорожного движения, который утверждает, что вы используете нештатные газоразрядные лампы, в первую очередь попросите подтвердить данный факт. Инспектор вполне может обосновать обвинение и потребовать поднять капот. В такой ситуации необходимо попросить предъявить удостоверение. Если инспектор этого не сделал, то вы смело можете игнорировать его обвинения.

Существует также определенная хитрость, которая поможет избежать такой неприятности, как штрафы ГИБДД за ксенон. Для этого в случае подозрения со стороны инспектора вам необходимо сообщить, что в вашем автомобиле установлены обычные галогенные лампы, но с холодным свечением. Отличить их от ксенона почти невозможно.

В случае если инспектор все еще стоит на своем, требуйте привлечь понятых. Необходимо подчеркнуть, что для составления протокола должны быть доказательства. Одних предположений инспектора недостаточно. Как мы говорили ранее, газоразрядные лампы демонтируют и конфискуют. Однако необходимо запомнить, что инспектор не имеет право совершать данную процедуру до судебного разбирательства. Это подтверждает статья 162 административного законодательства. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций позволит вам с легкостью избежать штраф за ксенон.

Как этого избежать?

Лучше всего — постараться соблюсти все условия для законной установки ксенона на автомобиль. Когда дело доходит до суда, все становится сложнее. Нужно тщательно разобраться в вопросе, изучить нормативные документы, знать права и суметь аргументировано и грамотно донести свою позицию до судьи. Не лишним будет воспользоваться услугами квалифицированного адвоката.

Как избежать штрафа

Штраф за неработающую фару

Справедливости ради стоит заметить, что районные судьи, назначающие лишение прав, как правило, не прислушиваются к аргументам водителей. Поэтому к материалам дела необходимо приобщить и видеозапись досмотра автомобиля (обязательно в присутствии двух понятых). Она покажет, действительно ли авто не приспособлено под ксеноновые фары. Засвидетельствовать наличие ксенона может только инспектор технического надзора, находящийся на стационарном посту.

Важно! Многие интересуются, штрафуют или нет за ксенон 4300? Именно такой цветовой температуры устанавливают лампы на заводах. Поэтому водитель закон не нарушает

Законен ли ксенон в ПТФ в 2021 году?

Также, как и в прошлом материале, здесь мы обратимся за помощью к главному Техническому регламенту всех автомобилистов. Хотя прямой отсылки к нему в ПДД нет, но только в нём содержатся правила установки ксенона в противотуманные фары. Но давайте по порядку!

Правила дорожного движения мы обязаны знать и соблюдать. Пункт 3.4 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации говорит нам о том, что:

И в этом случае не допускают к дорожному движению такие автомобили.

А вот типы световых приборов, в том числе противотуманки, и лампы, им соответствующие, определяет указанный выше Техрегламент.

Все внешние световые приборы, к коим относятся и противотуманные фары, разрешающие установку в них ксенона, имеют тип, аббревиатура которого начинается с буквы “D”. С другой стороны, практически ни один тип противотуманки, в которой ксенон не установлен с завода, не начинается с неё. Исключение составляют разве что старые “японцы” и Audi Q7 несвежих поколений.

Это значит, что ксенон в противотуманных фарах не предусмотрен стандартно практически ни для каких ПТФ, которые с завода не комплектуются газоразрядными лампами. И устанавливать его в них нельзя.

Конфискация ксеноновых ламп в случае выявления нарушения

Итак, если выясниться, что ксенон стоит там, где он не должен стоять, то подобные источники света могут быть конфискованы. Конфискация ламп и блоков розжига должна будет производиться согласно закона, на видеокамеру или при двух свидетелях. Протокол будет направлен в суд, где судья и решить судьбу водителя. Ведь лишение специального права возможного только по решению суда. Об этом уже говорили. Здесь будет и еще одно удручающее обстоятельство, после окончания срока лишения специального права, придется сдавать экзамен на знание ПДД, что тоже отчасти можно отнести к некому дополнительному наказанию.

Что можно менять, а что нельзя

Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).

Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.

Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:

  • доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
  • разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
  • запрещенные модификации.

Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:

  • колесные диски разрешенного производителем размера;
  • сертифицированные производителем топливные баки;
  • внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
  • установленное с завода газобалонное оборудование;
  • допустимая тонировка стекол (об этом дальше).

Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).

Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.

Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.

В том числе, это такие изменения:

  • все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
  • замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
  • узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
  • приборы внешнего освещения;
  • изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
  • установка ГБО, и т.д.

Если установить на авто что-то из этой группы и не зарегистрировать в установленном порядке, эксплуатировать автомобиль будет нельзя (если автомобилем не пользуются, проблем нет).

Отдельно стоит сказать о процессе перерегистрации автомобиля на нового собственника. В этом случае инспектор при осмотре сверяет видимые элементы авто с изначальной конструкцией. Другими словами, если поставить в «Жигули» гоночный руль, осмотр пройти не удастся. В этом случае автолюбители покупают подержанную деталь, ставят ее перед осмотром, а потом меняют обратно.

Третья группа изменений – это все то, что нельзя ставить ни при каких условиях. Сюда входят все модификации, после которых автомобиль не будет соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности транспортных средств.

Проверяют на соответствие требованиям в специальных аккредитованных лабораториях. Зарегистрировать в ГИБДД изменение конструкции можно только при наличии соответствующих документов от лаборатории.

Но самые популярные модификации автомобилей – тонировка и установка нештатных фар – имеют свои особенности, о которых не стоит забывать.

Можно ли ставить ксенон

Некоторые водители настаивают, что ксеноновые лампочки светят ярче, улучшают видимость проезжей части, а это значит – снижают статистику ДТП. На самом деле такое мнение правдиво лишь наполовину, поскольку свет ярче, но лучше дорогу не видно. Все зависит не от выбора лампочек, а от конструктивных особенностей самих фар, особенно от их светоотражателей. А вот проблем от ксеноновых лампочек предостаточно, и это вышеупомянутые ДТП. Поскольку поток света рассеянный, а не целенаправленный, можно ослепить водителей встречных автомобилей.

Штраф за ксенон не всегда полагается, имеются определенные исключения из правил, обусловленные маркировкой фар. Такой никому не понятный шифр указан в инструкции по эксплуатации транспортного средства, отчетливо выбит на самих фарах. При соответствии кодов у сотрудника ГИБДД нет повода штрафовать водителя за установку ксеноновых лампочек. Если на фарах маркировка начинается с латинской буквы D, использование разрешено, а при шифре с буквы Н – запрещается, положен штраф. Два случая, когда автомобильные фары могут быть оснащены биксеноном:

  • противотуманные фары от производителя с использованием ксеноновых ламп;
  • в комплектации от производителя с маркировкой D.

Параметры автомобиля для законной установки ксенона в 2021 году

Штатные осветительные приборы с ксеноном имеют соответствующую маркировку с буквой D в коде. Такая аббревиатура на отражателе указывает на возможность использования газоразрядных ламп в сочетании с линзами или специальными рефлекторами.

  1. DC/DR – фара устроена под использование двух отдельных ламп: ближнего и дальнего света.
  2. DCR – фара с двухрежимной лампочкой для дальнего и ближнего света.
  3. DC/HR – ксеноновым может быть только ближний свет; использовать этот тип ламп для дальнего света – недопустимо.
  4. HC/HR– если этот код стоит на фаре автомобиля, выпущенного в Японии, использование газоразрядных ламп разрешается. Для машины европейского производства код означает запрет для ксенона.

Внимание Ставить ксенон в осветительные приборы с маркировкой HC, HR, HC/R, противотуманки и задние фары – нельзя. Вместе с правами можно лишиться рефлектора и повредить проводку автомобиля

Эксплуатация ксеноновых ламп в 2021 году разрешена, если оборудование установлено «легально». Гарантия законного статуса допускается в двух случаях:

  1. В световые приборы ксенон установлен производителем.
  2. Фары под газоразрядное освещение вмонтированы в машину при модернизации. Законность и безопасность переоборудования подлежит согласованию в ГИБДД.

Автомобиль для законной адаптации под ксеноновые излучатели должен соответствовать:

  1. Основным положениям к допуску ТС к эксплуатации (Пост. 1090 «О ПДД»).
  2. Приложению 9 Тех. Регламента ТС «О безопасности КТС».
  3. Разъяснениям ДОБДД от 20.02.2010 «Об использовании «ксеноновых» фар».
  4. Письму ФГУП НИИАЭ от 16.06.2009 №132/С.

Для легализации и безопасности ксеноновых излучателей, установленных в автомобиль, не имеющий этой опции при заводском изготовлении, потребуется узаконить дополнительный монтаж установки омывателя фар и автокорректора угла их наклона.

На основании данных о переоборудовании, номера свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (СКТС) необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия автомобиля (п.4 ст.15 №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности ДД»).

Почему запрещено самостоятельно устанавливать ксенон

Что же такое ксеноновая лампа и чем она, собственно, опасна? Если углубляться в теорию, то сегодня речь идет об автомобильных светильниках газоразрядного типа, обладающие очень ярким световым потоком. И именно такая оптика обеспечивает максимально качественное освещение дорожного полотна, ослепляя других автомобилистов, причем как впереди идущих, так и направляющихся по встречной полосе движения.

Неправильная установка ксенона приводит к ослеплению встречных машин и созданию аварийной ситуации

На этом недостатки ксенона отнюдь не заканчиваются, ведь сильное рассеивание светового потока может сыграть с автомобилистами очень плохую шутку, ухудшая, а не улучшая видимость дороги, что особенно опасно при движении в экстремальных условиях.

И чаще всего подобные ситуации наблюдаются тогда, когда установка ламп осуществляется кустарным методом, без соблюдения соответствия используемых осветительных приборов и актуальной для транспортного средства маркировки фар.

Маркировки фар по ГОСТу

И если брать ко вниманию ксенон, то подходящая для него маркировка приводится в ГОСТ Р 41.98-99, а также в соответствующем всем международным нормам Техническом регламенте Российской Федерации «О безопасности колесных и транспортных средств» (Правила ЕЭК ООН).

Световые приборы, установленные на транспорте, имеют свою маркировку

Согласно этим нормативно-правовым актам, для установки ксенона актуальной является следующая маркировка автомобильных фар:

  • DC – для установки ламп ближнего света.
  • DR – для дальнего света.
  • DCR – подходит как для ближнего, так и для дальнего ксенона.

На практике же, дела обстоят с точностью наоборот, и обычно автолюбители используют ксенон там, где можно и нельзя, гонясь за высоким уровнем яркости и продолжительным сроком службы, который у этих ламп действительно весьма внушителен, составляя от 3 до 5 лет.

Отличие ксенона от других ламп

Сегодня можно смело заявить, что ксеноновые лампочки занимают высшую ступень в эволюции автомобильной оптики, оставив далеко позади галогенки и LED-лампы. К слову, последние также имеют свои преимущества, однако, если проводить сравнительный анализ, то они сильно уступают ксенону, причем практически по всем показателям, убедиться в чем поможет следующая сравнительная таблица:

По техническим характеристикам ксенон светит гораздо лучше, давая холодный рассеянный луч, чему способствует особенная конструкция этих ламп. Так, в отличие от тех же галогенок и светодиодной оптики, газоразрядный ксенон оснащается специальными фильтрами, а также такими вспомогательными устройствами, как отражатели и омыватели.

И практика показывает, что только совокупность перечисленных элементов позволяет добиться такого результата. Но поскольку далеко не все мастера-любители соблюдают такую комплектность, на дороги выезжают слепящие всех автомобили, в результате чего эксплуатация ксенона сегодня попала под запрет.

Главные аспекты

Они бывают многих типов, это галоген, ксенон, лампы накаливания или светодиоды, и поэтому разные варианты по-разному выглядят и эксплуатируются.

Если же водитель заменит лампочки автомобиля на ксеноновые — это однозначно будет нарушением, поскольку это нельзя назвать переоборудованием, скорее это квалифицируется как использование нештатного оборудования в приборах освещения транспортного средства.

Инспектор ГИБДД, который остановил автомобиль, должен иметь при себе инструментарий для исследования осветительного прибора и измерения света на соответствие нормам, установленных законом.

Возможно привлечение технических экспертов, которые оценят соответствие техники той, которая должна быть установлена в машине или другом транспорте, а также распишутся в протоколе.

В ходе составления протокола также могут не только определить предварительное наказание, но и изъять приборы, не соответствующие закону, либо же забрать машину на штрафстоянку, если демонтировать не позволяют условия или погодная обстановка.

Первоначальные данные

Таким образом, можно сказать, что считается нарушением, если водитель самовольно установил не предусмотренные конструкцией машины фары или не отрегулировал их по требованиям ГОСТ.

Именно на основании этого применяется административное наказание, и нет никакой разницы, в основной свет, или противотуманный, была установлена ксеноновая лампочка, без согласования и разрешения ее применение в несовместимых фарах повлечет за собой только один исход — в виде лишения водительских прав.

Для чего его ставят

Ведь этот тип освещения — один из лучших на данный момент, поскольку не слепит водителей при правильной настройке, дает ровный и интенсивный свет, который обладает вполне четкой границей видимости.

К тому же, ксеноновые лампочки служат намного дольше, чем те же галогеновые осветительные приборы, а это значит, что примерно раз в пять реже в сравнении с ними придется менять ксеноновый свет.

Эффект усиливается, если добавить к лампочкам линзы, дающие эффект “ангельских глазок”, поэтому ксенон часто используется любителями моддинга автомобилей и способен создать ажиотаж в автосообществе.

Но все усложняется тем, что не каждый автомобиль может быть модифицирован добавлением ксенонового света, но если это предусмотрено конструктивно, то никаких проблем с этим не возникнет.

Какими нормативными актами регулируется (статья)

Прежде всего использование предусмотренных конструкцией транспортного средства фар оговаривается в Правилах эксплуатации транспортных средств, и частично — в ПДД, ведь своевольная замена элементов освещения или неправильная регулировка вполне могут квалифицироваться как ненадлежащее обслуживание автомобиля и даже неисправность.

Но несмотря на то, что при оформлении ксенонового нарушения применяется общее понятие о непригодности автомобиля для использования, за него полагается довольно четкое наказание.

В нем написано, что если водитель будет задержан сотрудником ГИБДД за использование ксеноновых лампочек или фар ненадлежащего цвета, а также неправильно работающих световых приборов, то его лишат прав, при этом другого варианта наказания попросту не существует, и на вопрос, можно ли получить штраф за ксенон, вполне можно ответить, что нет, ведь только процедура лишения прав за ксенон пока является ответственностью за данное правонарушение.

А более четко и однозначно о наказании за ксенон говорит Постановление ГИБДД от 2010 года в виде разъяснения.

Принципработы и свойства ксеноновых ламп

В ксеноновых лампах нить накала заменена двумя электродами, размещенными в запаянной колбе из стекла со смесью ксенона и солей металлов. Чтобы создать дуговой разряд между электродами, требуется переменный ток 25 кВт с частотой до 400 Гц. При его прохождении через газ начинается ионизация электронов, часть выделяемой в этом процессе энергии превращается в свет.

Чтобы ставить их в противотуманки, требуетсямодуль для розжига, рефлектор и линзы. В комплект поставки включается так жеомыватели фар и автокорректоры. Это делает конструкцию головного освещениядостаточно сложной, но избавляет от основного недостатка – способности ослепить.Для противотуманок использование линз можно считать недостатком – они непозволяют потоку света рассеяться.