Процесс ремонта автомобиля по осаго: от наступления страхового случая до подписания документов о завершении починки

Если машина на гарантии

З°Ã²Ã¾Ã´-ø÷óþÃÂþòøÃÂõûàüðÃÂøýàýõÃÂõàþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòõýýþÃÂÃÂà÷ð ÷ðòþôÃÂúþù ñÃÂðú øûø ÿÃÂþø÷òþôÃÂÃÂòõýýÃÂù ôõÃÂõúàò ÃÂõÃÂõýøõ óðÃÂðýÃÂøùýþóþ ÃÂÃÂþúð, ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂÃÂÃÂõóþ, úðú ÿÃÂðòøûþ, 3 óþôð øûø 100000 úü ÿÃÂþñõóð (ò ÷ðòøÃÂøüþÃÂÃÂø þàÃÂþóþ, ÃÂÃÂþ ýðÃÂÃÂÃÂÿøàÃÂðýÃÂÃÂõ).

àÃÂþöðûõýøÃÂ, þÃÂøÃÂøðûÃÂýÃÂõ ÿÃÂõôÃÂÃÂðòøÃÂõûø úÃÂÃÂÿýÃÂàÿÃÂþø÷òþôøÃÂõûõù ðòÃÂþüþñøûõù õôøýàò ÃÂòþõü üýõýøø â õÃÂûø ñÃÂôõàòÃÂÃÂòûõýð ÿÃÂøÃÂøýýþ-ÃÂûõôÃÂÃÂòõýýðàÃÂòÃÂ÷àüõöôàÿÃÂþòõôõýøõü ÃÂõüþýÃÂð ýõ àþÃÂøÃÂøðûÃÂýþóþ ôøûõÃÂð, ð ò ÃÂÃÂþÃÂþýýõù ðòÃÂþüðÃÂÃÂõÃÂÃÂúþù, ø òþ÷ýøúÃÂõù ò ðòÃÂþüþñøûõ ýõøÃÂÿÃÂðòýþÃÂÃÂÃÂÃÂ, úþÃÂþÃÂðàøüõõàýõ ÷ðòþôÃÂúþõ ÿÃÂþøÃÂÃÂþöôõýøõ, ÃÂþ ÃÂÃÂÃÂÃÂðýõýøõ øüõýýþ ÃÂÃÂþù ýõøÃÂÿÃÂðòýþÃÂÃÂø ýõ ñÃÂôõàþÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòûÃÂÃÂÃÂÃÂàÿþ óðÃÂðýÃÂøø.

ÃÂðú òøôøü, õÃÂûø ÿþ ÃÂõüþýÃÂàÃÂáÃÂÃÂàñÃÂû ÷ðüõýõý, ýðÿÃÂøüõÃÂ, ñðÃÂþú ÃÂÃÂõúûþþüÃÂòðÃÂõûÃÂ, ÃÂþ ÿþ óðÃÂðýÃÂøø õóþ ÿþÃÂþü ÷ðüõýøÃÂàÃÂöõ ñÃÂôõàýõûÃÂ÷ÃÂ. ÃÂÃÂÃÂðûÃÂýÃÂõ, ýõüõýÃÂòÃÂøõÃÂàôõÃÂðûø â üþöýþ.

Как оформить ДТП?

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Что изменилось?

До недавнего времени все оставалась на своих местах: народ, недовольный страховыми премиями и размером страхового возмещения — шумел, страховщики, при первой же возможности заявляли, что ОСАГО убыточный бизнес, и вообще, во всем виноваты антистраховщики, ведь, оказывается, именно из-за страховых юристов страховые компании так мало платят.  

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО. Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования! Ура, ура, ура! 

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно. Враг один – ИЗНОС. 

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

А я стал ждать, когда же страховщики официально объявят, что мы не только начинаем ремонтировать машин по ОСАГО, но, и отменяем износ, с которым никакой ремонт невозможен. Ждал, ждал, как тут, 10 марта 2017 года все встало на свои места. Расходимся. Нас обманули!

Как отказаться от ремонта на СТОА по ОСАГО и забрать деньги

Для легковых автомобилей, принадлежащих российским гражданам, законодательство ОСАГО в качестве приоритетного возмещения устанавливает натуральное, т. е. направление на ремонт в СТОА. Однако существуют и исключения, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, когда страховщик не имеет возможности выполнить обязательства по натуральному возмещению. Например, в следующих случаях:

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении он денежную выплату;
  • если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал денежную выплату;
  • если стоимость ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму, либо если все участники ДТП признаны виновными, а потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТОА;
  • наличия соглашения о денежной выплате между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует еще ряд случаев, когда можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги. Например, если автомобиль возрастом не старше двух лет находится на гарантии, ремонтировать его должен официальный дилерский центр. И если у страховщика нет договора с такой СТОА, можно потребовать денежной выплаты (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Отдаём машину на ремонт

Получив направление, необходимо передать вашу машину в указанную мастерскую или дилерский центр (если авто новое). Это вторая половина дела, в которой имеются свои особенности. О них мы поговорим далее.

Срок обращения в СТО

В направлении, как правило, указывается число дней, за которые вы обязаны приехать в сервисный центр и передать автомобиль на ремонт. Обычно это 5-21 дней, но законодательно период никак не регулируется. Не стоит паниковать, если вы просрочили этот срок. Водитель может обратиться в страховую компанию для получения нового действительного направления. Отказать держателям полиса сотрудники СК не имеют права, это становится прямым нарушением законодательства, когда страховщик отказывается от возмещения повреждений.

Если никаких сроков не прописано, не затягивайте с делом и постарайтесь обратиться в СТО в рамках одной недели. Например, термин «разумный срок» описан в ГК РФ и равняется 7 дням. Конечно, к этому вопросу применять его недопустимо.

Сколько времени дается на ремонт

Аналогично законодательно закрепленному сроку на рассмотрение заявления описан и срок на восстановление автомобиля в СТО. Он составляет 30 рабочих дней. Часто водителям задерживают машину по причине очереди, нехватки запчастей или занятости механиков. Подчеркнем, что вас это волновать не должно. Страховая при выборе мастерской для ремонта должна учесть все трудности и нагрузку, чтобы СТО справилась с поставленной задачей за отведенные 30 дней. Ваша задача – убедиться, что СТО приняло машину на ремонт, иметь подтверждение этому и считать 30 дней.

Если на СТО требуют доплату

Распространенная ситуация, когда в мастерской требуют от водителя дополнительные средства из-за нехватки страховой суммы или предлагают в такой ситуации поставить подержанные детали. Согласно действующему закону по ОСАГО, страховая должна полностью устранить повреждения, полученные вследствие ДТП без каких-либо доплат со стороны пострадавшего

Очень важно, что при способе с направлением машины на ремонт износ ТС не учитывается, как это делается при возмещении деньгами

Нехватка средств – это сугубо проблема сотрудников страховой. Вы можете записать на видео отказ в мастерской с обоснованием причины, после чего направиться к страховщику с этим материалом. В интересах страховщика оперативно найти новую СТО, при этом срок в 30 дней на паузу поставлен не будет.

Дополнительные бумаги

Столкнуться с «подводными камнями» водители могут и в мастерской. Сюда относится:

  • Подписание дополнительных соглашений. Согласно действующему законодательству, для обращения на СТО вам необходимо только направление. Любые другие документы подписывать не нужно. В большинстве случаев они ставят водителей в невыгодное положение.
  • Дополнительный осмотр. В СТО могут его запросить для увеличения суммы по страховой, оценщики вполне могли пропустить какие-либо скрытые повреждения. Можете дать согласие, если это не увеличивает срок в 30 дней.
  • Оформление сметы. Не подписывайте, поскольку это не ваши заботы и проблемы. Главное – получить восстановленный авто в течение выделенных 30 дней.

Любая дополнительная документация в автосервисе – это способ поставить вас в невыгодные условия. Помните, что кузовные работы получают гарантию на 12 месяцев, а на все остальные ремонтные работы предоставляется гарантия на половину года.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

  • заявление о страховом возмещении,
  • заполненное извещение о ДТП,
  • паспорт собственника машины,
  • свидетельство о регистрации авто,
  • страховой полис ОСАГО,
  • постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление

Примеры

  1. Вы попали в ДТП 1 января 2021 года, а обратились в страховую компанию 14 января. В этом случае направление на ремонт Вы должны получить до 3 февраля включительно и не позднее.
  2. Вы попали в ДТП 1 февраля 08 Октября 2021 года, обратились за компенсацией 10 февраля. Официально утверждёнными выходными днями в этот год считаются, к примеру, 23 и 24 февраля в честь Дня защитника отечества, а в текущем году 28 дней в этом месяце. Тогда Вы получите направление на ремонт до 4 марта включительно. Срок считается просто: сначала с 11 февраля отсчитываем 12 дней до 23 числа, затем с 25 числа нам нужно прибавить ещё оставшиеся 8 дней, в итоге получаем 4 число следующего месяца.
  3. Вы попали в ДТП 1 марта 08 Октября 2021 года, обратились с заявлением и документами по ОСАГО 5 марта. Для примера выходными днями считаются дни с 8 по 13 число – 5 дней. Также 10 марта страховщик Вам позвонил и указал, что Вы забыли из набора документов подать свидетельство о регистрации. 11 марта Вы привезли СТС. В таком случае отсчёт срока направления на ремонт начинается с 12 марта, но, так как 12 и 13 марта выпадают на выходные, то 20 дней начинаются 14 марта и заканчиваются, таким образом, 3 апреля.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления в автосервис по ОСАГО составляет 1% от суммы ущерба (и да, оценка ущерба производится в любом случае и при натуральном возмещении)

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2021 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Порядок получения

Все мероприятия выполняются по определенному алгоритму, рекомендуем придерживаться следующих этапов:

  • собрать необходимые документы, которые потребуются при обращении в страховую компанию для получения денежной компенсации или ремонта;
  • ставить заявление, приложить к нему подготовленные бланки, подать страховщику полный комплект;
  • дождаться пока компания примет решение выплатить деньги или выдать направление на проведение ремонтных работ;
  • получив направление, нужно обратиться в СТО, согласованное с компанией;
  • передать в сервисный центр поврежденный автомобиль по акту приема-сдачи, перечислив видимые повреждения (если машина не на ходу, то доставку можно организовать с помощью эвакуатора);
  • после ремонта автомобиль можно забрать, при этом также нужно оформить акт сдачи-приемки (если по работе мастерской нет замечаний, то просто ставятся подписи сторон).

При выявлении недочетов, в акте указываются видимые нарушения. После этого сервис должен исправить допущенные оплошности. Если мастерская отказывается это сделать, что собственник авто направляет в страховую компанию претензию по поводу некачественного ремонта. В жалобе заявитель просит провести осмотр, а также провести экспертизу, чтобы доказать, что СТО восстановили автомобиль с нарушением действующих правил.

Что с утратой товарной стоимости?

Автомобилисты могли бы получить за ДТП больше — изначально в новой редакции правил была предусмотрена компенсация за снижение цены машины из-за ДТП или утраты товарной стоимости (УТС). Дело в том, что еще в 2016 году Верховный суд постановил выплачивать сумму, равную потере товарной стоимости, при обращении в суд. Расчеты были примерно такими: каждый поврежденный элемент автомобиля добавляет в сумму страховой выплаты некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%.

В 2019 году вышла очередная редакция методических рекомендаций для судебных экспертов от Минюста, где содержатся советы по оценке утери товарной стоимости при ДТП. Но этот документ не касается страховых компаний, поскольку последние основывают свою работу только на законе об ОСАГО.

По словам представителя РСА, наличие в методике порядка определения УТС упростило бы жизнь не только автовладельцам, но и страховщикам. РСА рассчитывал, что этот порядок будет включен в окончательную редакцию методики, и направлял в Банк России свои предложения. По неизвестной причине рекомендации Минюста не были учтены при формировании окончательного документа, и сейчас невиновный в ДТП автовладелец теряет от стоимости своей машины примерно 20%. Если же после аварии были определены повреждения рамы, лонжеронов или капсулы кабины, такой автомобиль вообще будет почти невозможно продать.

Как карта ляжет

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

«Именно «целостность» автомобиля после ДТП больше всего влияет на его конечную стоимость. Можно пережить замену двигателя и других силовых агрегатов, расположенных под капотом, а изменения в геометрии кузова напрямую влияют на безопасность эксплуатации автомобиля, следовательно, и на его стоимость. Самые опасные ДТП, которые могут сделать автомобиль непригодным для последующей продажи, — это лобовые столкновения. Если битый багажник можно заменить на новый, то повреждения в лобовой части, геометрии кузова или сбитую электросистему берется восстановить далеко не каждый сервис», — отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя

Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. , ГПК). 

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. и ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.

Почему владелец ТС обязан вносить средства при невиновности

Расчет суммы выплат осуществляется по методу ЦБ. Он состоит из совокупности многих характеристик. Собственник авто не имеет официального права настаивать на замещение расходных материалов тех или иных торговых марок.

Страховщик в своих расчётах опирается на данные из специального справочника, а также на информацию от эксперта-оценщика. Именно по этой причине ремонт может выйти дороже выплаченной суммы, а разницу автомобилист покрывает из своих собственных средств.

Для минимизации расходов иногда есть смысл оговорить установку бу запчастей. Но это все необходимо предварительно закрепить письменно. Полис ОСАГО в редких случаях полностью покрывает ремонт, однако по закону, пострадавший может потребовать доплату с виновника аварии.

Как обманывают страховые

Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на возмещении.

Так, например, водителю, желающему отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием б\у запасных частей, доплатой собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.

Бумаги страховых компаний составляются так хитро, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП нельзя.

Цессия

Цессия – уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование компенсации переходит от страхователя к третьим лицам.

Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аварийные комиссары, проводившие осмотр, но могут быть и другие субъекты.

Эти посредники либо сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение исходит от страховщика. Взамен клиенту обещают реанимировать автомобиль.

После заключения соглашения, клиента, скорее всего, будут «кормить завтраками», и срок починки затянется на неопределенное время.

Подвох такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.

Фактически данному автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему страховку, не направит его авто на ремонт и не будет контролировать ход его проведения.

В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими возможность требования.

Если простят доплатить

Нередко станции техобслуживания просят автомобилиста доплатить, поскольку предел ответственности страхующей фирмы ограничен 400 000 рублей (пп.»б» ст.7 ФЗ-40).

Возможность доплаты указана в законе. Согласно п.17 ст. 12 ФЗ-40, направление, которое фирма выдает страхователю может содержать условие о дополнительной оплате части восстановления самим страхователем.

Желание мастеров вполне объективно и продиктовано необходимостью. Поскольку на сумму, которую выделил страховщик, часто невозможно нормально оказать услугу.

Нехватка средств объясняется тем, что при расчете стоимости восстановительных работ специалисты ориентируются на показатели справочника РСА, суммы в котором значительно ниже рыночных.

Чтобы получить хороший ремонт и новые запасные части, страхователю, скорее всего, придётся доплатить.

Восстановление автомобиля после ДТП

Все действия страховщиков регламентированы. Страховая компания предусматривает три точки, где можно ремонтировать автомобиль после ДТП по ОСАГО:

  1. У официального дилера;
  2. На автостанции, предложенной страховщиком;
  3. На СТО, которую выбрал сам клиент.

Чем предложенные варианты отличаются между собой, и какой из них лучше выбрать пострадавшему, рассмотрим ниже.

У официального дилера

Чаще всего на ремонте машины у дилера настаивают владельцы, чье транспортное средство имеет минимальный пробег. Ведь это может гарантировать высокое качество выполненной работы. Но страховые компании неохотно соглашаются на данный способ восстановления ТС, ввиду трех основных причин:

  • Цена на детали у дилера намного выше, нежели на рынке или в обычном автомагазине;
  • Стоимость изувеченного авто после ремонта заметно снизится, даже несмотря на то, что реконструкция будет выполнена профессионально;
  • Средняя длительность пребывания ТС в автосервисе составляет от 1 до 2 недель, в то время, как дилеры тратят на этот процесс порядка 30-60 дней.

Если же клиент настаивает на данном варианте, то вполне вероятно, что СК откажется от восстановления его авто за свой счет, и просто выдаст водителю компенсацию деньгами.

На СТО по направлению страховой

Такой способ реконструкции автомобиля считается наиболее популярным среди страховых контор, так как он позволяет им сэкономить внушительную часть компенсационных средств. Дело в том, что СК выдают направления исключительно на те станции техобслуживания, с которыми у них составлен договор, получая взамен более низкие тарифы на сами восстановительные работы.

Собственный выбор СТО

Как мы уже упоминали ранее, автовладелец сам вправе выбирать: где ему проводить ремонт машины после ДТП по ОСАГО. Но для того, чтоб отдать автомобиль на СТО по страховому полису, клиенту нужно получить согласие от СК. Исходя из этого следует вывод, что восстановить транспортное средство на любом автосервисе у водителя не получится. Причиной для отказа компании от станции техобслуживания может послужить банальное отсутствие у нее аккредитации.

Дополнительным минусом такого варианта является снятие ответственности по срокам выполнения ремонтных работ с СК. Ну а при наличии большой разницы между стоимостью восстановления ТС по меркам частной автостанции и сметой, составленной представителем страховой, компания и вовсе может подать на клиента судебный иск, заставив его провести независимую экспертизу за свой счет.