Расчет кбм

Как не потерять свой КБМ при аварийной ситуации

КБМ во многом влияет на цену страхового документа и позволяет неплохо на нем экономить. Этим и можно объяснить намерение многих страхователей не обращаться за компенсациями просто так. Решая небольшую проблему на дороге самостоятельно, владелец полиса сохраняет скидку, накопленную за долгие годы аккуратного управления автомобилем. В итоге он экономит до нескольких десятков тысяч рублей ежегодно. Постепенно эта сумма увеличивается.

Если вы попали в несерьезную аварию, лучше решить проблему прямо на месте. Ремонт поцарапанного зеркала, например, обойдется пострадавшей стороне всего в несколько тысяч рублей. Вы можете предложить другому водителю эту сумму прямо на месте случившегося. Практически любой согласится на такую выгодную ему сделку. Вы не только сохраните свой КБМ, но и избавитесь от ненужной бумажной волокиты, которая сопровождает любое обращение к страховщику. Вы также избежите вызова сотрудников ГИБДД.

Конечно, такая экономия разумна лишь при не слишком крупных повреждениях, которые можно диагностировать прямо на месте. Если урон, нанесенный чужому авто, серьезен, пытаться сохранить КБМ не стоит. Лучше обратиться к страховщику и избавить себя от крупных компенсационных выплат. Оценивайте нанесенный ущерб трезво.

Как это работает?

Рассмотрим процесс расчёта КБМ на условном примере:

  1. Водитель Иванов получил права в 2018 году, а на день рождения ему подарили автомобиль. Он отправился в страховую компанию, где при расчёте ОСАГО ему был присвоен третий класс и КБМ 1. В том же году он попал в своё первое ДТП и сообщил об этом в страховую компанию.
  2. В 2019 году Иванов пришёл вновь оформить полис ОСАГО. Так как ему не удалось избежать аварий в прошлом году, на этот раз его КБМ составил 1,55 (класс 1). К сожалению, и в этом году он попал в ДТП.
  3. 2020 год для Иванова начался с не самой приятной новости: несмотря на его усилия быть аккуратным водителем, две его предыдущие аварии отправили его в самый дорогой класс М (КБМ 2,45). Однако он не унывает и ездит два года (20 и 21) без каких-либо происшествий.
  4. В 2022 году Иванов сломал ногу и не садился за руль. Когда он пришёл в 2023 году в страховую компанию, он решил проверить КБМ. Оказалось, что прошлый год не помог ему подняться ещё на одну ступеньку в таблице, так как он вообще не ездил в течение года. Соответственно, его КБМ составил 1,55 (класс 1).

Однако всё идеально работает только в теории. На практике страховщики не стесняются завышать КБМ, производя расчёт где угодно, кроме базы РСА, где хранятся данные о бонус-малусе. В интернете есть массы историй, как добровольцам в рамках контрольных закупок предлагали полисы с завышенным КБМ примерно в половине случаев. К счастью, сейчас у автовладельцев есть возможность проверить свой КБМ онлайн на официальном сайте РСА.

Проверка КБМ по базе РСА

При заполнении данных о транспортном средстве указываются только цифры и латинские или кириллические буквы.

  • Фамилия, имя и отчество (полностью);
  • Дата рождения (полностью);
  • Номер водительского удостоверения.

На нашем сайте Вы можете произвести расчет стоимости ОСАГО по нескольким страховым компаниям сразу, выбрать наилучшее предложение и оформить полис в режиме онлайн в разделе ОСАГО онлайн.

  • Фамилия, имя и отчество собственника ТС;
  • Дата рождения;
  • Тип удостоверяющего личность документа, его серия и номер;
  • VIN или знак государственной регистрации ТС;
  • Номер шасси и кузова;
  • Дата начала действия договора или допсоглашения.
  • ИНН собственника автомобиля;
  • VIN или знак государственной регистрации ТС;
  • Номер кузова и шасси;
  • Дату начала действия договора или допсоглашения.

виджет проверки КБМ размещен на правах рекламы, согласно партнерского соглашения с kbmka.

КБМ — это значение коэффициента скидки при оформлении ОСАГО. Расшифровывается, как коэффциент бонус малус. Для всех по умолчанию он равен единице 1.

Проверка скидки по ОСАГО онлайн

Перед посещением страховой компании эксперты рекомендуют узнать КБМ водителя по базе РСА. Как говорилось выше, некоторые агенты и брокеры намерено скрывают истинное значение коэффициента бонус-малус при оформлении ОСАГО. Ведь от крупной выручки у них больше размер премии. Поэтому обязательно проверьте информацию по скидке онлайн. Для этого:

  1. Зайдите на сайт РСА (autoins.ru).
  2. На главной странице найдите блок «Расчеты».
  3. Внизу нажмите раздел «Коэффициент бонус-малус».
  4. Поставьте галочку после ознакомления с правилами ресурса и жмите «Ок».
  5. В нижней форме введите ФИО, дату рождения, серию и номер ВУ. Нажмите «Поиск».

Веб-сервис моментально отобразит искомую информацию.

Еще вы можете проверить КБМ по номеру договора автострахования. Для этого на главной странице кликните раздел «Проверка полисов ОСАГО». В открывшейся форме: выберите серию договора, впишите его номер, установите дату и нажмите «Найти». Откроется таблица. В правой колонке вы найдете текущее значение КБМ.

Восстановить КБМ бесплатно онлайн

Если у водителя несколько ДТП, в которых он выступает в качестве виновника, то его КБМ будет завышен. Соответственно такие лица переплачивают по договорам автогражданской ответственности, а собственники транспортного средства не желают их вписывать в полис по причине повышения его оплаты.

Поэтому вопрос о том, почему нужно восстанавливать КБМ, разрешается сам собой. Уменьшение коэффициента позволяет гражданам снижать расходы при оплате полисов ОСАГО, тем самым повышая доверие страховщиков к себе, как аккуратному водителю.

Иногда с проблемой повышенного коэффициента бонус-малус сталкиваются граждане, у которых нет дорожно-транспортных происшествий. В этом случае они теряют накопленную годами скидку. Обнуления КБМ может произойти по причине

  • смены фамилии, имени или водительского удостоверения;
  • из-за технических ошибок, то есть при неверном внесении информации о водителе в договор автогражданской ответственности.

Ниже рассмотрим все варианты того, как можно восстановить КБМ.

Восстановить по ОСАГО самостоятельно

Самостоятельно и законно изменить КБМ можно через свою страховую организацию. Обратиться в неё можно лично, отправив документы по почте или через веб-ресурс. Для этого потребуется заполнить заявление, в котором обязательно указать:

  • свои личные данные и контактную информацию (номер телефона и адрес эл. почты);
  • указать свой класс безаварийного вождения до обнуления;
  • описать ситуацию, при которой Вы выявили ошибку;
  • попросить вернуть КБМ в прежнее состояние, а также произвести перерасчёт по полису ОСАГО с переводом излишне уплаченной суммы на банковскую карту или счёт (обязательно указать реквизиты).

К заявлению необходимо приложить копии следующих документов:

  • водительское удостоверение;
  • предыдущий полис ОСАГО, в котором указано верное значение коэффициента;
  • текущий полис.

На рассмотрение заявления даётся 30 дней. В этот период компания должна внести изменения в личные данные заявителя и предоставить ему ответ с денежной компенсацией, то есть выплатить разницу по страховой премии.

В том случае когда страховщик долгое время игнорирует обращения клиента и не желает восстанавливать КБМ, то стоит подать жалобу в ЦБ РФ. данный орган не вправе вносить изменения в коэффициент бонус-малус, но может повлиять на саму страховую организацию, так как является регулятором.

На специальной странице Центрального банка РФ опуститесь до раздела “Страховые организации” и выберите в нём вкладку “ОСАГО” и затем пункт “Неверное применение КБМ”.

Восстановление по базе РСА

Восстановление класса безаварийного вождения по базе РСА осуществляется через свою страховую компанию. О том как подать заявление и какие документы приложить к нему, мы подробно описали выше.

Как восстановить КБМ после замены водительских прав?

Водительские права мы меняем раз в 10 лет или по причине смены фамилии или имени. Как только Вы поменяли водительское удостоверение, то сразу же обратитесь к своему страховщику. Потребуется написать заявление на внесение изменений в действующий договор автогражданской ответственности.

Когда Вы не успели внести изменения, то сделать это можно по заявлению, которое оформляется в офисе СК или на её сайте. Подробно данную процедуру мы описали в разделе выше.

Подать заявку на восстановление КБМ

Ответственность за изменения в КБМ несёт Ваша страховая организация, поэтому подавать заявку нужно ей. Сделать это можно при личном посещении офиса, в онлайн-сервисе СК или отправив заявление с копиями документов заказным письмом.

Проверить статус заявки, отправленной через веб-ресурс, можно в личном кабинете на сайте СК или позвонив на горячую линию.

В видеообзоре Вы можете узнать, как пользоваться таблицей класса безаварийного вождения и о правилах подачи жалобы в РСА и ЦБ РФ:

Как определить свой класс КБМ?

Страховые компании для удобства отображения перспективы водителя при оформлении договора используют также значение класса КБМ. Он привязывается к определенному коэффициенту и рассчитывается по аналогии с предыдущей таблицей в точке пересечения соответствующих показателей истории водителя.

По сути, используя таблицу классов, также можно узнать какой коэффициент ожидает вас при покупке нового ОСАГО. Читать таблицу следует, начиная со второго столбца.

Сначала найдите в нем свой КБМ. Рядом в первом столбце можно узнать класс. В другую сторону, начиная с третьего и до конца, можно определить перспективу смены класса при покупке нового полиса с учетом истории выплат за текущий год. Для новичков всегда присваивается третий класс, ведь ему соответствует КБМ равный единице.

Класс из прошлого полиса (новичкам присваивается третий класс) КБМ Количество выплат по прошлому полису
1 2 3 Более 3
М 2.45 М М М М
2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

Проверка Ниже представлен пример определения класса, если в заканчивающемся полисе у водителя класс 3 и на протяжении года он ни разу не становился виновником аварии.

Нажмите для увеличения

Что такое КБМ?

Бонус-малус – это единственный параметр при расчёте страховой премии, который может как-то простимулировать клиента. По своей сути этот коэффициент означает скидку для добросовестных водителей и штраф для частых нарушителей: логично, что страховые компании заинтересованы в привлечении тех автовладельцев, по которым потенциально не будет никаких убытков.

При расчёте КБМ необходимо воспользоваться законодательно установленной таблицей. На первый взгляд, она выглядит довольно запутанно, однако на деле для расчёта требуются лишь класс автомобилиста и количество страховых случаев.

Таблица для ручного расчета КБМ

В самом начале автомобилист, который никогда ранее не приобретал ОСАГО, получает по умолчанию коэффициент 1. Этот КБМ соответствует третьему классу автовладельца. По своей сути класс водителя – это то, насколько добросовестным был водитель в течение последних лет. Если у него не было никаких аварий в течение года, то страховая компания повысит его класс и тем самым понизит его бонус-малус на 5 процентных пунктов.

В таблице коэффициентов бонус-малус также есть в отдельных ячейках буква М. Она означает, что при слишком большом количестве ДТП страховая компания будет обслуживать Вас по самой высокой стоимости – на следующий год Ваш класс будет самым низким, а цена страховки будет выше обычной почти в 2,5 раза. Напротив, при достижении 13 класса Ваша страховка будет наиболее дешёвой: цена составит половину базовой.

Также у КБМ есть свои маленькие хитрости:

  1. Если в полисе ограничено количество водителей, то коэффициент рассчитывается на основании информации о каждом из них.
  2. Наоборот, если в полисе не ограничено количество водителей, то КБМ будет присвоен только по данным собственника ТС.
  3. Если в прошлом году количество людей было ограничено, а в этом – нет, то автовладельцу присваивается 3 класс, а все скидки сгорают.
  4. Наоборот, если было не ограничено, а теперь ограничено, то скидка сохранится, а водителю будет присвоен соответствующий класс.
  5. Класс водителя сохраняется в течение 1 года после окончания действия страховки.

История КБМ и способы её проверки

Проверить текущее состояние КБМ можно самостоятельно в любое время, а также на сайте АИС РСА водители могут запросить историю изменения коэффициента бонус-малус. Это позволяет отследить правильность начисления страховой премии и при необходимости подавать заявку на восстановление сведений.

История КБМ по предыдущему ВУ

Проверить историю КБМ по предыдущему ВУ можно только на официальном сайте РСА. Для этого заполните форму, указав в ней персональные данные, серию и номер действующего водительского удостоверения. После этого установите галочку в нижней строке, если у Вас менялись фамилия, имя или ВУ.

В нижней части укажите предыдущие фамилию, имя и отчество, а также паспортные данные. По указанным сведениям проведётся проверка по базе РСА и Вы получите результат в виде списка КБМ по годам.

С полисами ОСАГО

С полисом ОСАГО можно обратиться в свою СК, где оператор даст информацию о действующем КБМ. Он также может провести запрос в РСА для ознакомления с историей начисления коэффициента. При себе нужно иметь паспорт, водительское удостоверение и полис автогражданской ответственности за любой год.

Влияние класса на скидку ОСАГО

Весь смысл введения системы ранжирования водителей по классу КБМ состоит в поощрении безаварийного вождения и улучшения дорожной ситуации в стране. В связи с этим, аккуратные водители, не допускающие аварий, поощряются бонусными скидками. Размер этих скидок установлен в таблице, и зависит от величины индивидуального класса. Новичку, которые ещё не успел совершить ни одной аварии, как и не успел подтвердить свою аккуратность и соблюдение правил ПДД, присваивается по умолчанию 3-й класс КБМ.

Водитель с третьим классом, согласно таблице бонусов, не имеет права на скидку: полис продаётся ему по номинальной стоимости. Если же водитель, такой автовладелец совершит ДТП, то его класс автоматически понизится на 2 пункта, до первого. Соответственно, в следующем году страховку ему продадут только с надбавкой в 55%. После двух ДТП за год его уровень уже опустится до «М», и ОСАГО ему обойдётся на 145%, то есть, в 2,45 раза дороже.

За безаварийную езду наоборот, водителю делается бонусная скидка.

Величина скидки также зависит от класса КБМ — чем он выше, тем дешевле обойдётся аккуратному шофёру страховой полис. Как видим, чем аккуратнее гражданин водит свой автомобиль, тем дешевле для него полис автострахования. Бывает ситуация, когда в полис вписано несколько человек, имеющих право управлять данным автотранспортом. В этой ситуации стоимость полиса будет рассчитываться по водителю, имеющему самый низкий коэффициент.

Проверка коэффициента по РСА

Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА

Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис

Российский Союз Автостраховщиков — некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.

Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания.

Понадобятся следующие сведения:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
  • сведения о водительском удостоверении.

Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.

Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.

База РСА предоставляет максимально полную информацию. Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.

При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.

По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.

Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.

С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.

Восстановление КБМ в РСА

Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ. В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.

Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.

Страховые коэффициенты меняются каждый год. Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.

Причины ошибки:

  • в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
  • сотрудники допустили ошибку при вводе;
  • если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.

Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда. Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.

Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.

В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.

Вы имеете право потребовать письменный расчет. Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.

Другие полезные сведения о коэффициенте

Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию. Это относится к изменению любой другой информации в документах.

Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.

Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.

От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.

Нюансы:

  • КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
  • КМ используют только для легковых ТС;
  • КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.

Существуют еще и другие особенности. По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.

Что такое КБМ в страховке ОСАГО?

Коэффициент бонус-малус (от лат., Bonus-Malus – хороший-плохой) – это одна из составляющих (множителей) в расчете общей стоимости ОСАГО, уменьшающаяся в случае безаварийной езды, либо увеличивающаяся, в случае наступления страховых случаев по вине застрахованного.

КБМ (именно такая аббревиатура используется наиболее часто) – является своего рода классом водителя и одновременно финансовым стимулом к аккуратному вождению. Альтернативное название, используемое в разговорной речи – коэффициент безаварийности.

От чего зависит коэффициент бонус-малус?

Собственно, от наличия или отсутствия страховых случаев по ОСАГО и зависит величина КБМ. Подразумевается, что ДТП возникло по вине страхователя, и этот факт сможет понизить (ухудшить) показатели.

То есть верно и обратное, не каждое ДТП является основанием для роста КБМ. Если вина в аварии лежит не на застрахованном, величина бонус-малус остается неизменной.

Как начисляется коэффициент безаварийной езды?

По действующим сейчас правилам, установкой и регулированием которых занимается Центробанк РФ, обновление КБМ происходит 1 апреля каждого года. Анализируется ситуация с аварийностью за прошедший период – с 1 апреля прошлого года до 31 марта года текущего – и устанавливается параметр бонус-малус для полиса ОСАГО, который будет приобретаться на следующий период.

При этом отражение новый КБМ получит именно при покупке нового полиса и, если действующий сейчас заканчивается после 1 апреля, его стоимость не пересчитывается, а действует до окончания нынешнего ОСАГО.

Например, полис действует до 30 июня. С 01.04.21 КБМ страхователя снизился или повысился, но до покупки новой страховки, к примеру, с 1 июля, это никак не отразится – нельзя получить компенсации, не придется доплачивать за текущий полис. Новый же полис будет приобретаться с учетом нового КБМ.

Условно отправной точкой расчетов считается водитель, впервые приобретающий ОСАГО. Для него КБМ устанавливается равный единице, т.е. в виде величины никак не отражающейся на стоимости полиса. Страховка на будущий год будет включать этот параметр уже измененный – 0,95 (то есть скидка в 5%), если ДТП не было, или 1,55 (повышение на 55%) при одной аварии или 2,45 (рост на 145%) при двух и более страховых случаях.

Однако ежегодные изменения происходят не только от КБМ=1, но и от любого значения. Это нужно рассмотреть более внимательно.

Как проверить свой КБМ онлайн

Затем необходимо ввести код безопасности, после чего программа проверит свою базу данных ОСАГО по страховой истории водителя (независимо от страховой компании — будь то Росгосстрах, Ингосстрах или любой другой страховщик).

После того, как запрос будет обработан, система покажет какой размер коэффициент бонус малус соответствует вашей официальной страховке. Таким образом по паспорту собственника и водительскому удостоверению в базе РСА можно с легкостью проверить КБМ.

Но что делать, если вдруг данные в базе Российского Союза Автостраховщиков и числа ваших данных не совпадают? Как и где найти закравшуюся ошибку? Поскольку все данные в РСА подаются страховой компанией, то искать нужно ошибку в своих полисах ОСАГО, купленных в данной компании. Для этого нужно взять все свои договора и проверить их на наличие неточностей.

Если вы ежегодно проверяете значение коэффициента бонус малус, то номер расчета может завершиться текущей страховкой, так как в предыдущие периоды значения коэффициентов сходились.

Если же информацию не проверить, то неточные данные могут быть в любом полисе, а вероятно и в нескольких. В таком случае придется потрудиться в поисках несоответствий. После того, как ошибка найдена, необходимо обратиться за помощью в соответствующую страховую компанию.

Почему слетает КБМ?

Итак, этот коэффициент уменьшает стоимость ОСАГО, в ряде случаев существенно — максимальная скидка за безаварийный стаж составляет 50%. Достичь её можно, если водитель на протяжении 13 лет ездил без ДТП, в которых его признавали виновным, и потерпевшим было обращение в страховую компанию.

Для того, чтобы у водителя с каждым годом наращивался КБМ, должны быть соблюдены два следующих условия (каждое из них):

  1. срок, в течение которого водитель не был вписан в какой-либо полис или не был страхователем по полису с неограниченным количеством допущенных к управлению лиц, составляет менее 1 года;
  2. водитель не должен быть виновником в ДТП либо, даже если и стал виновником, потерпевший не обращался за выплатой в страховую.

Но плохие новости заключаются в том, что даже при соблюдении этих условий коэффициент этот может слететь. Всё дело в многочисленных ошибках базы КБМ, а также халатности сотрудников страховых, которые просто забывают (либо делают это специально) внести данные о полисе водителя для продолжения нарастания коэффициента.

Поэтому проверять свой КБМ нужно по меньшей мере ежегодно примерно через неделю после приобретения нового полиса (продления договора ОСАГО).