Минтранс опубликовал новый проект закона о такси

Содержание

Изменения для такси с 1 августа 2021

Подробности
Категория: ПДД
Опубликовано 21.07.2021

С 1 августа 2021 года планируется введение существенных изменений в работе таксистов.

Как сообщили сегодня в Департаменте транспорта Москвы, с 1 августа 2021 года в Москве и Московской области планируется запуск комплексной информационной системы «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). С этой даты все таксисты смогут официально работать только после регистрации в данной системе и получения соответствующего ID.

Как рассказали в дептрансе столицы, система не вводит никаких новых требований для такси — она лишь автоматизирует контроль и мониторинг за соблюдением действующих правил. «Проверки показали, что многие водители продолжают серьезно нарушать действующие правила и нормы. Часто случается, когда на заказ приезжают водители без действующего разрешения на перевозку, путевого листа, отметок о прохождении медицинского и технического осмотров, а номера автомобиля не совпадают с указанными в приложении. Номер может отличаться только на одну цифру или букву, но оператор уже не несёт никакой ответственности, если с пассажиром в дороге что-то произойдёт«, — подчёркивают в ведомстве.

Система КИС «АРТ» уже несколько месяцев работает в тестовом режиме, а с 1 августа 2021 года она заработает уже на 100% в штатном режиме.

Что же изменит данная система для водителей такси с 1 августа 2021 года?

Электронный ID таксиста

С 1 августа 2021 каждый таксист для возможности работать официально должен будет пройти регистрацию в КИС «АРС» и получить уникальный ID. Этот номер будет уникальным, независимо от количества агрегаторов и служб такси, в которых зарегистрирован водитель. Соответственно, мониторинг будет вестись сразу по всем агрегаторам.

Контроль рабочего времени

Мониторинг позволит ограничить время работы таксиста до 40 часов в неделю — это 5 рабочих дней по 8 часов за смену. При этом, система уже не позволит таксисту просто переключиться с одного агрегатора на другой и продолжить работу — вся информация будет в единой базе данных.

Если пассажиры скорее всего положительно оценят данное нововведение (ведь это их безопасность), то вот сами таксисты скорее всего не обрадуются: сейчас они работают до 12-16 часов, чтобы заработать максимально возможную прибыль. Сокращение рабочего времени скорее всего приведёт к повышению тарифов на перевозку.

Электронные путевые листы

Путевые листы будут оформляться в электронном виде, что позволит более прозрачно контролировать процесс и проводить проверки. Не секрет, что сейчас путевые листы водителю часто выдаются сразу пачкой на месяц — без ежедневного медосвидетельствования и проверки тех. состояния автомобиля.

Если же произойдёт ДТП или какой-то другой инцидент, то по базе данных можно будет легко отследить, когда и кем выдавался путевой лист и т.д.

Ограничения для судимых таксистов

Система будет проверять водителей на наличие судимости по тяжким статьям — в случае выявления, такой водитель к работе допущен не будет.

Контроль за штрафами

Также система в режиме онлайн будет контролировать наличие неоплаченных штрафов — они также могут стать помехой для работы.

Что ждёт таксистов после 1 августа 2021 года?

Таксисты уже готовят обращение на имя Премьер-министра Мишустина с жалобой на новую систему. Они обещают коллапс в работе такси и многократный рост тарифов за проезд. Кроме того, многие водители уже сейчас столкнулись с проблемами при регистрации в системе. По их словам, система ещё «сырая» и гарантированно возникнут проблемы с её функционированием. Профсоюзы таксистов требуют отсрочить введение системы до её полной отладки.

При этом в самом дептрансе уверяют в обратном — там говорят о том, что система уже отлажена и никаких накладок не будет.

По оценкам экспертов, введение данной системы может повлечь рост числа нелегальных таксистов. На сегодняшний день из 140 тысяч московских таксистов в системе зарегистрировались лишь 15 тысяч.

Не исключено, что вслед за Москвой подобная система может распространиться и на остальные регионы.

  • МВД передумало выдавать права с 17 лет — 20/07/2021
  • Водителям с детьми могут снизить скорость до 60 км/час — 19/07/2021
  • Штраф за техосмотр с 1 октября 2021 — 19/07/2021
  • Фотофиксацию техосмотра ужесточат — 18/07/2021
  • МВД получит экспресс-тесты для водителей — 18/07/2021

На всякий случай предупредил

Таксую. Сегодня вез отца и сына лет пяти. Оба сидели сзади. Пацан в детском кресле, батя рядом. Пока ехали, пацан разрисовал синим фломастером переднее кресло

После того, как я это заметил и обратил их внимание, батя без разговоров отсчитал мне 2500 р. на химчистку и 1000 р

за потерю моего рабочего времени. И вроде, всем хорошо, но у меня возник вопрос: почему бы не предотвратить шалость вовремя? На что батя мне ответил:

— Ну ребенок же, че с него взять…

Ну и ладно, я не против. Посидел на мойке, отдохнул немного, кофе попил. Но на всякий случай посоветовал бате не водить сына в музеи.

Pikabu / @ExCoonMan

Если таксист неадекватен, постарайтесь покинуть машину

Если вы все-таки оказались в западне и чувствуете, что водитель затевает что-то плохое – не паникуйте. Помните: если водитель внезапно начал вести себя агрессивно или странно, не нужно с ним спорить, перебивать и пытаться переубедить. Словом – никаких конфликтов, это может только усугубить ситуацию. Говорите твердо и уверенно, но не повышайте голос. Лучше всего мягко, но настойчиво попросить остановить машину в каком-нибудь людном месте. Притворитесь, что вам надо зайти в магазин или снять деньги в банкомате, чтобы расплатиться за поездку. Ваша главная задача – покинуть машину и не дать водителю заблокировать двери. Ну а дальше действуйте по ситуации: обратитесь к ближайшему сотруднику полиции, попросите помощи у прохожих или позвоните в службу, где вы заказывали такси.

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований.

Мнение эксперта
Соколов Сергей Игоревич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в защите в суде.

Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

По договору служба должна зафиксировать:

дату принятия заказа;

дата выполнения заказа;

марку машины, если клиент её выбрал;

планируемое время подачи машины.

Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

госномер, цвет и марку машины;

фамилию, имя и отчество водителя;

фактическое время подачи.

По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

Мнение эксперта
Соколов Сергей Игоревич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в защите в суде.

На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.

Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

По бокам на машине должны быть «шашечки».

В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

Пример разрешения на работу в такси Ростовской области

Штраф за отсутствие кассы

За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

Час пик для таксиста – это лучшее время

Если для обычных людей и водителей час пик – это огромная головная боль, то для многих таксистов, работающих в крупных городах, это время – лучшее, что может быть. Особенно для тех, кто подключен к агрегаторам такси. В это время, как правило, взлетает тарифный коэффициент, который зависит от баланса спроса и предложения (количество заказов клиентов/количество автомобилей).

В итоге, как правило, в час пик тарифы увеличиваются. Плюс этот коэффициент зависит от дорожного трафика. Чем больше забиты дороги, тем больше стоимость поездок в такси.

В итоге час пик для многих таксистов становится золотым дном, когда можно срубить по легкому за несколько часов неплохие деньги. 

Как начать перевозку

Перевозка пассажиров — официальная предпринимательская деятельность и для старта надо вначале зарегистрироваться в одном из качеств:

  • Индивидуальный предприниматель.
  • Общество с ограниченной ответственностью.

После этого можно приступать к началу оформления и получения разрешения — лицензии на маршрутные автобусные перевозки, как получить которую мы и расскажем ниже.

О том, что такое маршрутка, и как организовать перевозки таким транспортом, расскажет данное видео:

Необходимые документы

Для оформления лицензии на перевозки пассажиров в количестве более восьми человек надо обратиться в отделение Федеральной транспортной службы. Вот комплект документов, которые необходимо при этом иметь у себя на руках:

  • Свидетельство регистрации ИП или ООО и его устав, подтверждение постановки на налоговый учет.
  • Выписки из единых госреестров.
  • Подтверждение юридического адреса предприятия и его банковские реквизиты.
  • Договор на аренду стоянки или гаража.
  • Договор на техническое обслуживание автомобилей.
  • Договор на проведение медосмотров водителей перед выходом на маршрут.
  • Паспорт директора предприятия.
  • Полный комплект документов водителей (права, трудовая книжка, медсправка).
  • Подтверждение регистрации авто в ГИБДД.
  • ОСАГО на каждое авто.
  • Документы на машину (ПТС, талоны техосмотров).

Данная лицензия выдается на пять лет и в дальнейшем требует подтверждения.

О процедуре оформления лицензии на перевозку пассажиров в маршрутном такси (стоячих и сидячих), расскажем далее.

Процедура

При правильной организации дела маршрутный бизнес по перевозке пассажиров может довольно скоро окупиться и начать приносить доход. Кроме комплекта документов для начала маршрутных перевозок понадобятся:

  • Микроавтобусы.
  • Водители.
  • Помещения для гаража и офиса.

Но обо всем по порядку:

  1. Первое, чем надо озаботиться — это выбор маршрута. Здесь можно вклиниться в уже существующий пассажиропоток и бороться с конкурентами или попробовать освоить новый в борьбе с бюрократией. В общем, без тщательного расчета и некоторого риска не обойтись.
  2. Затем рассчитать размер необходимых инвестиций и найти их источники.
  3. Подбор автомобилей. Можно выбрать между дешевыми и простыми в ремонте и обслуживании, но быстро приходящими в негодность «Газелями» и более дорогими и надежными импортными моделями.
  4. Оформление обязательной страховки и организация техобслуживания и ремонта маршруток.
  5. Аренда офиса и гаража.
  6. Набор персонала. Вам понадобится: по два водителя на маршрутку, диспетчер, бухгалтер и механик. Это необходимый минимум.
  7. После этого можно регистрировать предприятие.
  8. И последний этап — получение лицензии с использованием уже готового комплекта документов.

Далее мы расскажем про правила пассажирских перевозок детей и взрослых маршрутными автобусами (такси).

О том, как наказывают нерадивых водителей маршруток в Питере, расскажет данное видео:

Страховые взносы

На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, а также с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. Но для применения данной нормы необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, такие выплаты должны быть установлены на законодательном уровне и носить компенсационный характер.

Налоговые органы настаивают, что перечень не подлежащих обложению выплат (ст. 422 НК РФ) является исчерпывающим, а значит, все отсутствующие в нем выплаты, включая социальные, нужно облагать страховыми взносами. Смотрите, например, письмо Минфина России от 21.03.2017 N 03-15-06/16239.

Применительно к рассматриваемому вопросу, на законодательном уровне установлены возмещение по расходам работника на командировки (ст. 168 ТК РФ) и возмещение по расходам работника, связанным со служебными поездками при разъездном характере работы (ст. 168.1 ТК РФ).

Таким образом, у работников, которым в трудовых договорах или ЛНА организации установлен разъездной характер работы возмещение расходов на такси и каршеринг, связанное со служебными поездками не облагается страховыми взносами в случае их документального подтверждения (см. раздел консультации Налог на прибыль).

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Возмещение расходов на служебные поездки офисным работникам, чья работа не отнесена к разъездному характеру, находится в зоне риска по страховым взносам, так как такое возмещение напрямую не упомянуто в законодательстве.

Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам

Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.

Потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина (или уставные документы организации);
  • свидетельство о регистрации машины;
  • копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.

В заявлении должны быть следующие данные:

  • Ф.И.О. ИП или наименование организации;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • контактные данные (телефон, электронная почта).

Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.

Дошло наконец

Был у меня похожий случай, когда подрабатывал в такси.Когда пассажиры садились в авто, всегда ненавязчиво просил пристегнуться. Если отвечали отказом, говорил, что был сегодня в том районе и видел гайцов. Работал этот прием всегда.

Но вот как-то вечером села девушка в авто на заднее сиденье, я также попросил пристегнуться и поехал. Уже поздно, заработался и не заметил, пристегнута или нет. Во время поездки какой-то водятел съезжал со съезда и решил перестроиться прямо в меня. На том участке дороги разрешенная скорость была 80, и он двигался явно больше.

Я дернул руль, ударил в тормоз, увернулся, все ок, но баба с заднего сиденья за секунду телепортировалась на переднее и не в самую удобную позу. Я, мягко говоря, в шоке, она тоже. Говорю: «Так я же вам говорил, вроде, пристегнуться. Вы в порядке?». Она еле пробормотала, что все ок, залезла обратно назад.Едем дальше, как ни в чем не бывало. Молча. Тишину нарушил лишь щелчок ремня где-то сзади)))

Pikabu / @Gweename

Обязательно ли устанавливать спец кресло в такси

Спец кресло в такси — это скорее дополнительная опция, нежели обязательство и большая часть маршрутного транспорта не предусматривает наличия детских кресел. И потому перевозка детей в такси без кресла возможна, при условии, что ребенок старше 12 лет.

Малыш в такси

Однако если пассажир собирается в поездку с малышом и в автомобиле отсутствует спец кресло, то водителю такси грозит штраф или лишение лицензии, а малышу дополнительная угроза для здоровья и жизни

Поэтому наличие кресла стоит оговаривать заранее и акцентировать на этом внимание. Также следует удостовериться перед поездкой, что оно надежно закреплено

Такая услуга не бесплатна и за нее придется доплатить. Но пассажир может сэкономить, вызвав такси без спец кресла и установить свое. Этот момент стоит обсудить с диспетчером, поскольку не каждый водитель дает согласие на монтаж удерживающего устройства.

Перевозка в кресле на переднем сидении, требования к подушкам безопасности

Правилами перевозки детей в такси спереди запрещено перевозить несовершеннолетних, с использованием спец устройств, если сиденье оборудовано подушкой безопасности. Разрешено транспортировать при условии, когда фронтальная подушка безопасности отключена и спец устройство соответствует размерам малыша.

Что грозит таксисту за перевозку детей без детского кресла

Таксист — это должностное лицо, которое должно знать правила перевозки детей в такси 2021. Штраф за перевозку детей без кресла в такси составляет 25.000 рублей, или уголовное наказание в случае ДТП.

Если водитель нарушил и попался на перевозке детей в такси без кресла, то имеет возможность оплатить штраф со скидкой 50% в течение 20 дней (социальный тариф), как только ему было вручено постановление.

Штраф, если ребенок не пристегнут в такси

Хотя можно перевозить ребенка в такси без автокресла, но штраф за не пристегнутого малыша выше, чем за взрослого. Сумма сравнима со стоимостью кресла — 3.000 рублей. Оформляется штраф на водителя, поскольку он обязан перед поездкой убедиться, что все пассажиры пристегнуты. В случае отказа, возможно судебное разбирательство.

Советы и рекомендации

На что следует обращать внимание при перевозке несовершеннолетних:

Перед междугородной поездкой нужно проверить состояние авто и маршрут.
Ремни и спец устройства должны соответствовать параметрам малыша

Особое внимание стоит уделить ремням безопасности. Они не должны находиться на уровне шеи, в возрасте девяти лет и менее необходимо следить за этим более пристально.
Стоит заранее попрактиковаться в фиксировании малыша в спец устройстве или пристегивании ремнями.
Наиболее безопасное место в авто для детей до 12 лет — заднее центральное сиденье (особенно в маршрутном такси).
Если малышу до года, следует использовать специальное «бэби-сиденье»

Оно безопасно и удобно.
Если малышу от года, следует использовать специальное кресло. В случае, когда голова выступает за спинку, — кресло мало. Это недопустимо и снижает безопасность.
Когда малыш зафиксирован, необходимо удостовериться, что двери и окна заблокированы.
Стоит приучать малыша, как правильно выходить из автомобиля со стороны тротуара и вести себя во время поездки в городе.
Нельзя оставлять детей без присмотра, особенно грудничков.

Помните: за жизнь и здоровье детей отвечают родители.

Требования к водителю

Изначально само понятие легкового такси закреплено в постановлении правительства РФ № 112, поэтому там транспорт отмечен как автомобиль категории М1, применяемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.

Общие требования перевозки закреплены там же, в разделе 4 документа. Там указано, что пассажир априори не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, поскольку отдельное соглашение тогда не заключается. Но уже во время заказа он соглашается с действующими условиями. Учитывая, что клиента информируют о подаче машины, в салоне должна быть сразу предоставлена максимально полная информация о:

  • полное наименовании перевозчика;
  • правилах пользования транспортом;
  • точных тарифах (ценовая политика);
  • водителе (Ф.И.О., фото и лицензия);
  • сведения о контролирующем госоргане.

Вдобавок, чтобы получить разрешение на подобную работу, таксист обязан иметь стаж вождения легкового автомобиля не менее 3 лет. Поэтому этот факт тоже стоит уточнить, желая убедиться в профессионализме человека.

Какие документы обязательно должны быть у водителя

Поскольку услуга такси является транспортным средством, в первую очередь шофёр должен соответствовать определённым требованиям в плане допуска к вождению. Среди главных документов, которые подтверждают его право управлять автомобилем, стоит отметить:

  1. Технический паспорт машины.
  2. Свидетельство о регистрации.
  3. Водительское удостоверение категории В.
  4. Страховой полис ОСАГО (такси).

Заодно можно запросить наличие путевого листа или «путёвки», где обязательно указаны сведения о том, что транспортное средство было осмотрено перед началом конкретного рабочего дня, а также соответствует всем техническим характеристикам.

Документы, разрешающие работу в такси

Отдельным списком следует упомянуть бумаги, которые важно иметь на руках каждому водителю во время поездок именно от работодателя. Только упомянутые ниже документы подтверждают официальное трудоустройство шофёра в такси, а не частную деятельность

В их перечень входят:

  • визитка водителя (Ф. И. О. и контакты);
  • сведения о компании, предоставляющей услуги такси;
  • информация о ценах и тарифах в организации;
  • телефоны фирмы для жалоб от клиентов;
  • кассовый аппарат или квитанции об оплате.
  • оригинал лицензии на оказание таксистской деятельности.

Принципиально важно помнить, что машину в качестве такси возможно использовать только при наличии у водителя соответствующего разрешения. Есть два варианта его оформления: лицензия без ИП (водитель нанимается работником в службу такси, оформленную как юрлицо) или лицензия с ИП (шофёр является сам владельцем своего такси и самостоятельно уплачивает налоги за произведённую работу)