Содержание
- Где может перемещаться пешеход?
- Вместо заключения
- Пешеходов
- Ответственность пешеходов
- Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части
- Новые правила проезда пешеходных переходов
- Где и как переходить дорогу согласно ПДД
- Права и обязанности
- Вопросы читателей
- Водитель и пешеход
- Правила дорожного движения для пешеходов
- Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
- Кто виноват в ДТП с пешеходом?
Где может перемещаться пешеход?
В ПДД детально изложены рекомендации правильного поведения пешеходов при переходе проезжей части, приближении автомобиля и нахождении на дороге в темное время суток или при плохой видимости (менее 300 метров).
Перемещение пешеходов разрешено по:
- пешеходным тротуарам и дорожкам (автомобилям там запрещено движение);
- регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам;
- велосипедным и вело-пешеходным дорожкам (только при отсутствии тротуаров и при гарантированно безопасной ситуации).
При этом, пешеход обязан выполнять требования дорожных знаков и разметки, правильно реагировать на сигналы светофоров и команды регулировщиков ГИБДД, обозначать себя светоотражающими элементами при перемещении в темное время суток или при плохой видимости, не рисковать в непосредственной близости к автомобилям и не создавать угрозу аварийной ситуации.
Пересечение проезжей части автодороги пешеходами допускается только по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам с соответствующей разметкой, по линии тротуара на перекрестках без пешеходных переходов, а также по проезжей части при отсутствии переходов и тротуаров, но при хорошей видимости трассы в обе стороны.
Несколько важных моментов:
- На нерегулируемых переходах и при движении по обочине необходимо внимательно оценивать расстояние до транспортных средств, чтобы исключить риск ДТП (если он есть – нужно покинуть проезжую часть, так как приоритет у водителей).
- Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам можно только после того, как автомобили полностью остановятся.
- На обочине дороги можно перемещаться только при отсутствии тротуаров в непосредственной видимости. Детей можно вести по обочине дороги только в дневное время.
- Двигаться по обочине пешком можно по встречной полосе — навстречу идущему транспорту (при передвижении в коляске, с велосипедом или мотоциклом – только по попутной полосе, то есть, правой обочине).
- Транспортировка громоздких предметов или движение в инвалидной коляске допускается только в случае, если существует помеха для других пешеходов.
Вместо заключения
Говоря о проезде пешеходного перехода и новациях в российском правовом поле, необходимо отметить ту важность, которая придается указанной проблематике на уровне самого государства. Но только в едином порыве и нормотворцев, и водителей, и пешеходов мы сможем переломить ситуацию с невероятно большим представительством ДТП на пешеходном переходе (более 30%) в общем количестве случаев аварийности в России
Но только в едином порыве и нормотворцев, и водителей, и пешеходов мы сможем переломить ситуацию с невероятно большим представительством ДТП на пешеходном переходе (более 30%) в общем количестве случаев аварийности в России.
Да поможет нам Бог!
Видео — пояснения как пропускать пешеходов:
Пешеходов
Пешеходное движение можно рассматривать как процесс удаления автомобильного движения с городских улиц или ограничения доступа транспортных средств к улицам для использования пешеходами в целях улучшения окружающей среды и безопасности.
Группы защиты пешеходов предпринимают усилия по восстановлению доступа пешеходов к новым застройкам, особенно для противодействия новым застройкам, от 20% до 30% из которых в США не включают пешеходные дорожки. Некоторые активисты выступают за большие пешеходные зоны, где разрешены только пешеходы или пешеходы и некоторые немоторизованные транспортные средства. Многие урбанисты превозносили достоинства пешеходных улиц в городских районах. В США доля домохозяйств без машины составляет 8%, но заметным исключением является Нью-Йорк , единственный населенный пункт в Соединенных Штатах, где более половины всех домохозяйств не владеют автомобилем (в Манхэттене этот показатель еще выше. , более 75%).
Использование автомобилей для коротких поездок официально не приветствуется во многих частях мира, а строительство или разделение выделенных пешеходных маршрутов в центрах городов приобретает высокий приоритет во многих крупных городах Западной Европы, часто в сочетании с усовершенствованием общественного транспорта . В Копенгагене самая длинная пешеходная торговая зона в мире, Строгет , была застроена за последние 40 лет в основном благодаря работе датского архитектора Яна Гела , принципу городского дизайна, известному как копенгагенизация .
Ответственность пешеходов
Игнорирование правил может повлечь не только административную, но и уголовную, и гражданскую ответственность.
Административная ответственность налагается в следующих случаях:
- Угроза создания помех или неудобств ТС и пешим гражданам при отсутствии пострадавших. При таком исходе выписывается письменное предупреждение или штраф, который составляет 500 р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 Административного кодекса.
- Создание помех без серьезных последствий. Полагается штраф в размере 1 тыс. р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 Административного кодекса.
- При наличии пострадавших с лёгкой или средней степенью вреда здоровью сумма штрафа варьируется от 1,5 до 2 тыс. р. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).
Уголовная ответственность налагается, если:
- Неподобающее поведение на дороге спровоцировало тяжелые увечья у третьих лиц. Наказанием в этом случае может выступать ограничение свободы действий сроком до 3 лет, арест на 4 месяца, принудительная отработка или заключение на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели одного человека. Наказание: отработка или заключение на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 268 Уголовного кодекса).
- Нарушитель стал виновником гибели двух и более человек. Наказание: он должен отработать до 5 лет или сесть в тюрьму на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 268 Уголовного кодекса).
Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части
Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.
С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.
С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.
Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:
- в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
- в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).
Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.
Новые правила проезда пешеходных переходов
Изменения в российском законодательстве – нормальное, естественное явление. И новации в области регулирования проезда по пешеходным переходам – это обыденное состояние правовой базы. Что мы имеем на сегодняшний момент в данном сегменте?
Нерегулируемый пешеходный переход: пропускать пешехода или уступать ему дорогу
В последнее время значительной корректировке подвергся п.14.1 ПДД.
Кто-то скажет: «Проблема надуманная! Какая разница: пропускать или уступать? Смысл от этого не меняется!». Это очередная дилетантстская и ошибочная позиция.
В ПДД РФ не существует понятия «пропустить», но есть термин «уступить дорогу» (п.1.2). Это означает, что существовавшая ранее (до 14.11.2014 г.) норма «пропустить пешехода» была некорректной и вела к серьезным и значительным злоупотреблениям работников ГИБДД – инспекторов ДПС.
Как же следует поступать водителю в нынешних правовых условиях? Многие пытаются найти по данному вопросу разъяснение ГИБДД. Уступить дорогу пешеходу – это не создавать ему помех при движении через пешеходный переход. Следовательно, нужно действовать таким образом, чтобы предоставить пешеходу право пользоваться приоритетом (преимуществом) на переходе.
В обыденном смысле – пропустить его, но с точки зрения законодательства – именно не создать помех. И если водитель не создает такой помехи, то имеет право двигаться, несмотря даже на то, что пешеход (уже или все еще) переходит проезжую часть.
Можно спорить о целесообразности такой тактики, но законодательно эти действия не запрещены. Правда, придется побороться с недобросовестным «гаишником», намеренным выписать административный штраф за фактически и юридически не совершенное правонарушение.
Особенности выезда на пешеходный переход
Бывает так, что видимость пешеходного перехода закрыта стоящим (остановившимся) объектом. Что делать?
Выезд на пешеходный переход при отсутствии видимости ситуации на нем запрещен.
И это правильно. Какие могут быть споры?
Обязательно дождаться пешехода
У некоторых водителей сформировано неверное понимание регулирующего действия светофора. Им кажется, что включение зеленого сигнала – это прямое руководство к действию. Это не так!
Особенно это важно помнить на регулируемом пешеходном переходе
После включения разрешающего проезд сигнала водитель должен убедиться в безопасности пешеходов. Согласитесь, водителю легче предупредить опасные последствия ситуации.
Если за переходом затор
В крупных городах – мегаполисах традиционна ситуация пробок и заторов. И часто случается, что водители из-за них останавливаются на пешеходных переходах.
ПДД однозначно требует от водителей отказаться от выезда на переход в таких условиях.
Мотивация требования проста: выезд на переход в условиях пробки опасен из-за создания:
- помех для движения пешеходам;
- плохой видимости перехода для других водителей, которые могут элементарно не заметить пешехода, лавирующего между транспортными средствами).
Где и как переходить дорогу согласно ПДД
Для пересечения проезжей части существуют особо выделенные места. Где правильно переходить дорогу:
- под знаками 5.19.1 и 5.19.2, очерчивающими границы пешеходного перехода;
- по разметке 1.4.1, 1.4.2, также обозначающей этот участок;
- на перекрестках по линии тротуара либо обочины.
Есть в пункте 4.3 ПДД и такое правило:
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Группе детей
Особых требований, как правильно переходить дорогу, для детей не существует. То, что должны выполнять взрослые, обязательно и для юных пешеходов
Но им важно объяснить, что:
- при наличии светофора разрешается идти только на зеленый;
- если приходится двигаться не через «зебру», нужно выбирать самые безопасные участки, где путь хорошо виден в обе стороны, нет запрещающего знака;
- до начала следования надо посмотреть налево и убедиться, что едущий транспорт находится далеко;
- добравшись до середины пути, следует взглянуть направо, и продолжать путь только при отсутствии с той стороны машин;
- на середине дороги с двусторонним движением есть линия, где при необходимости можно переждать поток транспорта и продолжить идти (но лучше не пользоваться им, а пересекать участок при полном отсутствии поблизости машин);
- на дороге с односторонним движением такой линии нет;
- идти нужно быстро, но не бежать;
- направление движения должно быть под прямым углом к обочине или тротуару.
Иные требования существуют при необходимости сопровождать группу детей. Вот что есть по этому поводу в пункте 4.2 ПДД:
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Если нужно рассчитать, как правильно переходить дорогу группе детей, следует максимально обезопасить их, то есть:
- воспользоваться пешеходным переходом, желательно регулируемым, надземным или подземным;
- можно пересекать дорогу на перекрестке со светофором;
- во главе и в конце колонны поставить взрослых с красными флажками.
При необходимости следования с группой вне «зебры» или перекрестка сопровождающие сначала перекрывают проезжую часть по обоим направлениям движения. После этого дают команду детям идти.
На перекрестке
О том, как правильно переходить дорогу на перекрестке, сказано в пунктах 4.4 и 4.3. ПДД. Первый диктует необходимость слушаться сигналов светофора. Идти можно только на зеленый, горящий на устройстве для пешеходов. В пункте 4.3 есть норма:
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
По светофору
Как правильно переходить дорогу по светофору – самое простое, что может быть при наличии устройства для пешеходов. Следовать можно, когда на нем горит зеленый.
Если же в зоне есть лишь светофор для транспорта, ситуация иная. Придется руководствоваться его сигналами. Идти можно, когда для авто, пересекающих нужное пешеходу направление, горит красный
И соблюдать при этом осторожность
С велосипедом
В том, как правильно переходить дорогу с велосипедом, есть один важный нюанс. Он отмечен в пункте 24.8 ПДД:
Велосипедистам … запрещается: … пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Для следования через проезжую часть велосипедист превращается в пешехода. Свое ТС он должен вести рядом. Ехать на нем через дорогу нельзя, как автомобилю или трактору. В остальном правила те же, что для остальных пешеходов.
С коляской
Если через проезжую часть нужно перейти с малышом, находящимся в коляске, на взрослом лежит двойная ответственность. Особых требований в ПДД к этой категории пешеходов нет
Но все же важно максимально обезопасить от наезда себя и ребенка. Есть два варианта, как правильно переходить дорогу с коляской:
- Взять дитя на руки, а младенческое «транспортное средство» тащить за собой. Это неудобно, но в случае опасности проще бросить пустую коляску и спастись обоим.
- Взрослому ступать на проезжую часть первым, после того, как выяснится, что путь свободен. А коляску с ребенком следует везти позади себя.
Эти способы пригодятся, когда нужно следовать через нерегулируемый переход или там, где его нет. Но если приходится идти с коляской и малышом, лучше не лениться и добраться до «зебры».
Права и обязанности
Права пешехода согласуются с общими правами человека. Каждый пеший участник дорожного движения имеет право:
- выражать свою позицию и защищать себя в спорных ситуациях;
- не соглашаться с инспектором ГИБДД;
- письменно пояснять в протоколе свои умозаключения;
- не подписывать протокол;
- жаловаться на действия сотрудников ГАИ и другое.
Обязанности пешеходов более обширны. Им посвящена статья 4 ПДД. По правилам такие лица должны:
- Двигаться только по специально отведенным полосам (пешеходным дорожкам).
- При отсутствии тротуаров идти по обочине, навстречу движению в общем порядке, или по полосе нужного направления, если человек ведет мотоцикл, мопед, велосипед, коляску, тележку и т.д.
- Использовать светоотражающие элементы в темное время суток, если передвижение осуществляется вне населенных пунктов или в неосвещенных местах.
- Пешие колоны идут по направлению движения ТС. В одном ряду не более 4 человек. Начало и конец колоны завершается сопровождающими с красными флажками или включенными фонарями (белый спереди, красный сзади).
- Группы детей должны сопровождаться взрослыми и перемещаться только в светлое время суток.
- Переход проезжей части осуществляется в специально предусмотренных местах – пешеходных или подземных переходах, если их нет, то на перекрестке по линии тротуаров или обочин.
- На регулируемых перекрестках только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
- На нерегулируемых перекрестках следует оценивать наличие транспортных средств и скорость их езды. Пересечение проезжей части производится только при безопасном стечении обстоятельств.
- На дороге нельзя останавливаться или задерживаться.
- Пропускать спецтранспорт с синими (сине-красными) проблесковыми мачками.
Соблюдение правил выгодно прежде всего самим пешеходам. Человеческая жизнь слишком хрупкая, чтобы неоправданно рисковать ею.
Вопросы читателей
Ответ: Да, вы можете требовать установки пешеходного перехода или светофора на рассмотренном участке. Для этого необходимо написать заявление в местное подразделение дорожной полиции. К нему прилагаются копии паспортов обратившихся лиц и фотографии участка дороги с указанием координат на местности. ГИБДД будет рассматривать обращение в течение 10 рабочих дней. После чего вы получите ответ. При положительном исходе уполномоченный орган разъяснит порядок своих дальнейших действий и срок установки светофора или перехода. Если ответ будет отрицательный, то заявители имеют право обжаловать его в прокуратуре или суде.
Водитель и пешеход
В правилах дорожного движения водителем является любое лицо, управляющее транспортным средством или обучающее управлению таковым. Пешеходом, в свою очередь, называется лицо, которое находится на дороге, то есть вне транспортного средства. Конечно, рабочие по ремонту дорог к пешеходам не относятся. Зато ими считаются люди в инвалидных креслах (не оснащенных двигателями). Если водитель ведет по обочине велосипед или мотоцикл, он тоже является пешеходом.
Разница между определениями «управлять транспортным средством» и «вести транспортное средство», как видите, весьма велика. Если человек едет на велосипеде, на него распространяются правила как на водителя. А с того момента, как он покинет велосипедное седло и пойдет пешком, ведя свой транспорт в руках, на него будут распространяться обязанности пешехода.
Однако и водитель, и пешеход – полноценные участники дорожного движения.
Правила дорожного движения для пешеходов
В автошколах, при рассмотрении ситуаций с участием пешеходов, нацеливают водителей на правоту последних. Это превентивная мера и хорошее предостережение. По правилам пешеход не имеет преимущества перед автотранспортом.
ПДД дают чёткую трактовку термина «пешеход». Это человек, который находится вне транспорта и не осуществляющий работу на проезжей части. К пешеходу относятся человек, двигающийся в инвалидной коляске, ведущий велосипед, мотоцикл, везущий сани, тележку, детскую или инвалидную коляску».
Определение точно разграничивает субъектов, которые могут иметь двоякую роль. Действие правил однозначно:
- едешь на велосипеде – подчиняешься правилам для водителя;
- ведёшь велосипед – подчиняешься правилам для пешехода.
Основные нарушения ППД пешеходами
1. Нарушение разметки и знаков
Все обязаны знать, определении пешеходного перехода. Он определяется, как часть дороги, которая обозначена знаками и (или) разметкой и выделена для перемещения пешеходов. Если разметки нет, ширина переходов устанавливается расстоянием между знаками.
В зависимости от ситуации переход обозначается по-разному:
- разметка и знаки;
- одна разметка;
- одни знаки.
2. Незнание правил
Требование «Уступить дорогу» значит, что пешеход не может начать, возобновить, продолжить двигаться, а также совершать маневры, если эти действия мешают другим участникам движения, у которых преимущество перед ним. Большинство людей не знают этого требования и того, что сотрудники ДПС в каждой конкретной ситуации могут по-разному его трактовать.
Нужно помнить, что водитель, пешеход, пассажир, являются равноправные участники движения. Они имеют свои собственные права, обязанности и ответственность.
Обязанности пешеходов ПДД
Обязанности пешехода ПДД говорятся в главе 4 и пунктах правил 4.3; 4.5 и 17.1.
Глава 4 ПДД для пешеходов разъясняет их обязанности. Необходимо знать пункты, в которых автомобильное движение пересекается с пешеходным и может возникнуть вопрос главенства.
Пункт 4.3. определяет правила пешехода, где он обязан передвигаться через дорогу:
- по пешеходному переходу (по подземному и надземному);
- если переходов нет, то на перекрестках;
- если перехода или перекрестка нет, то допускается возможность перейти дорогу перпендикулярно к проезжей части.
Стоит помнить, что пересечение дороги помимо перехода, является исключением. Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу.
Пункт 4.5 определяет правильность перемещения по нерегулируемому переходу. На дорогу можно выходить только после оценки расстояние до движущихся машин. Нужно приблизительно оценить их скорость и убедится, что можно перейти безопасно.
Необходимо помнить, что при передвижении вне пешеходных переходов, человек не должен создавать помех транспорту. Запрещается выходить из-за стоящего транспорта или другого препятствия, если не убедились в отсутствии движущихся машин.
Следует помнить два важных момента:
- собственная безопасность – это обязанность пешехода;
- передвигаясь вне перехода, пешеход не имеет преимуществ перед транспортом.
Пункт 17.1 определяет перемещения пешеходов по жилой зоне и дворовым территориям. Пешеходу разрешено передвигаться по тротуарам и проезжей части, если они не создают необоснованных помех транспорту. В жилой зоне пешеход имеют преимущества перед автотранспортом
Ответственность за нарушение ПДД пешеходами
Согласно законодательству пешеход несёт ответственность за нарушение ПДД. Ответственность пешеходов регламентируется разделами 4 и 5 ПДД РФ.
Административная ответственность пешехода:
нарушения ПДД грозят штрафом в 500 рублей;
нарушения, которые повлекли помехи движению автотранспорта наказываются штрафом в 1000 рублей;
нарушения, из-за которых был причинен вред здоровью пострадавшего в лёгкой или средней форме наказываются штрафом в 1000 — 1500 рублей.
Уголовная ответственность пешехода:
Если нарушения привели к тяжёлому вреду для здоровья, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 3 лет.
Если нарушения привели к смерти пострадавшего, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 4 лет.
Если нарушения привели к смерти двух или более человек, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности сроком до 7 лет.
Так же после оценки ущерба может наступить ответственность, регулируемая Гражданским кодексом:
Пешеход несет ответственность за причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральный вред, в том числе и перед владельцами машин, мотоциклов и другого транспорта.
Видео: Обязанности пешехода ПДД РФ
Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
Чтобы соответствовать требованию «уступить дорогу», необходимо знать не только ПДД, но и взаимодействие пункта 14.1 с КоАП, ведь предыдущая формулировка «пропускать» вступала в конфликт с наказанием за факт пресечения попытки человека перейти дорогу. Многим может показаться, что смысл не изменился, но на законодательном уровне разность формулировок может приводить к непредсказуемым последствиям.
Траектории автомобиля и пешего человека должны совпадать таким образом, чтобы человек не был вынужден изменить быстроту и направление своего передвижения в результате испуга. Иначе он может подвергнуться опасности со стороны машин встречной полосы. Если пропускать пеших людей неправильно, происходит прямое нарушение пункта 14.1 ПДД.
В разъяснениях речь идет о предоставлении преимущества человеку, который пересекает дорогу в специально обозначенном месте.
Пример 1: Пешеход находится на тротуаре возле проезжей части
Предположим, что авто приближается к нерегулируемому переходу. Заметив на тротуаре человека, который по всем признакам собирается пересечь полосу, автомобилист должен его пропускать, поэтому начинает торможение. В этот момент в соответствии с ПДД человек должен начать передвижение по «зебре», однако очень часто многие люди, испытывая страх перед движущимся автотранспортом, ждут полной остановки машины.
В данном случае неправ пешеход. По правилам пропуска, если автомобилист не замечает за человеком намерения совершить переход, он имеет право не уступать дорогу.
Нарушением п. 14.1 в данной ситуации будет считаться вынужденное изменение быстроты передвижения человека, если, например, автомобиль полностью остановился, а пешеход замер на тротуаре. Водитель, решив, что человек не собирается переходить дорогу, едет, а пешеход, опомнившись, перебегает дорогу.
Пример 2: Пешеход заступил на проезжую часть встречной полосы движения
Еще одна «западня» для автомобилей скрывается в п. 14.1. В соответствии с пояснениями к этому пункту ПДД водитель авто обязан пропустить пешехода, который уже перемещается по проезжей части вдоль «зебры», и не вынуждать его ускоряться или замедляться.
Однако неудобство может заключаться в том, что прохожий выходит на полосу относительно «встречки». Так как участник дорожного движения не должен начинать ехать, пока человек не покинет зону пересечения траекторий с транспортом, ориентироваться следует именно на п. 14.1, а не на поведение других водителей. Зачастую нетерпеливые автолюбители начинают ускоряться еще до того, как человек пройдет мимо, что может напугать его, вынудить изменить темп или направление. Это прямое нарушение противоречия п. 13.1 и п. 14.1.
Если дорога разделена на две проезжие части полосой, которая может выглядеть как разметка или быть оформлена в виде газона или бордюра, пропускать в обязательном порядке следует, если человек передвигается:
- в сторону пешеходного перехода по встречной проезжей части;
- по разделительной полосе;
- по трамвайным путям.
Пример 3: Пешеход движется по проезжей части в сторону пешеходного перехода
Если человек передвигается вдоль проезжей части в сторону «зебры», водитель авто должен заблаговременно снизить скорость и осуществить пропуск движущегося пешехода. Это следует из точной формулировки п. 14.1 «водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу».
Однако и пешеходам, и водителям следует знать, что двигаться по проезжей части человек может только в направлении, противоположном автомобилям (по «встречке»).
По дороге с односторонним движением лучше вообще не передвигаться, только в крайнем случае.
Пример 4: Пешеход движется на пересечении траекторий движения с водителем
В этом случае водитель должен полагаться на скорость передвижения человека. В зависимости от положения пешего на дороге автомобилисту надо либо начать плавное торможение, либо полностью остановиться.
Кто виноват в ДТП с пешеходом?
Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.
Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).
Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.
Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.
Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.
Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:
- у него имелась возможность избежать столкновения;
- освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
- авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
- водитель был в состоянии опьянения.