Содержание
- Что говорит закон о парковках во дворах жилых домов?
- Виды «помех справа»
- Классификация дорог
- Нормы и правила создания парковочных мест возле многоквартирного дома
- Как определяется расстояние до жилого дома
- Главные правила при движении в жилой зоне
- Что хотят ввести депутаты
- Чем отличается стоянка от парковки
- Отмена 20 км/ч – последние новости 2021 года
- Назначат ли штраф за парковку вторым рядом, если автомобиль сломался?
- Стоянка авто под окнами дома
Что говорит закон о парковках во дворах жилых домов?
В феврале прошлого года российские автомобилисты обсуждали инициативу Госдумы запретить продажу машин людям, у которых нет в собственности гаража или парковочного места.
Этот проект должен немного разгрузить парковки. Официальный закон еще не приняли, парковочная проблема осталась. Есть ряд статей в ПДД, СанПиН, КоАП, в которых упоминается парковка около дома: законность и правила применения.
По закону, на околодомовых территориях нельзя:
- Оставлять авто с работающим мотором.
- Парковать грузовые авто весом более 3,5т.
- Закрывать проезд другим машинам, спецтранспорту.
- Парковаться на газонах, клумбах, детских площадках и тротуарах.
- Ставить машину ближе чем в 10 метрах от служебных выходов, закрытых ворот, гаражей.
- Парковаться возле мусорных контейнеров.
- Парковать машину под окнами здания. На каком расстоянии от дома можно ставить машину, закон от 27.09.2007 N74 СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 четко прописывает.
Если отсутствует парковка возле дома, правила паркования, допускают стоянку легковых машин на тротуарах, если для прохода пешеходов остается минимум 2 метра.
В КоАП РФ и ПДД правила парковки во дворах жилых домов описаны более подробно. Нарушители должны заплатить административный штраф от 1000 до 3000 рублей. Штраф для должностных и юридических лиц больше: 7000-10000 рублей, 120000-150000 рублей соответственно.
Можно ли парковаться во дворе жилого дома?
Парковать легковой транспорт во дворе многоэтажного жилого здания можно, но только временно. Это называется гостевой парковкой. Для гостевых парковочных площадок нет требований по расстоянию от дома, входов и выходов, детской площадки.
Ставить авто на продолжительное время можно только на стоянке, обустроенной по всем правилам СанПиН и ПДД.
На каком расстоянии от дома можно ставить автомобиль?
Если позволяет площадь двора и ⅔ жителей не против, возле многоквартирного здания можно сделать постоянный паркинг для авто. Обязательное условие — нужно соблюдать расстояние от окон и входов жилых помещений.
Околодомовая стоянка должна находится минимум в 10 метрах от входов и окон жилого здания. Чем больше машиномест, тем больше расстояние.
- 11-50 мест — 15 метров
- 51-100 мест — 25 метров
- 101-300 мест — 35 метров
- более 300 мест — 50 метров.
Виды «помех справа»
Встречаются разные случаи на проезде пересечении равнозначных дорог:
- Вы хотите повернуть вправо. Если пути движения транспортных средств не конфликтуют, дорогу уступать никто не обязан.
- Вы проезжаете перекрёсток прямо, а иное транспортное средство движется с правой стороны и его водитель намерен повернуть вправо. Если на перекрёстках с учётом ширины дороги и габаритов транспортов Вы не мешаете манёвру оппонента, то можно пересечь перекрёсток одновременно. В ином случае Вы обязаны дорогу уступать.
- Вы хотите проехать прямо, а второй автомобиль подъезжает справа или спереди, или с левой стороны по равнозначной дороге. Тут придётся автомобиль пропускать.
- Вы хотите повернуть налево, а транспортное средство движется справа, намереваясь тоже совершить поворот направо: Ваши пути никак не могут пересечься, и если габариты позволяют, то проезжаем синхронно.
- Вы желаете повернуть влево, а Ваша помеха, подъезжает с правой стороны, чтобы проехать по прямой или повернуть влево, тут надо пропустить.
Нерегулируемым перекрёстком равнозначных дорог обычно бывают перекрёстки с круговой организацией движения.
Сейчас прорабатывается задача правки российских ПДД:
водители на круге будут иметь преимущество перед тем, кто заезжает на перекрёсток (в настоящее время работает обратный принцип, кроме случаев, когда при входе на круг установлен знак «Уступи дорогу»).
Логика очевидна: иначе по кругу, возможно, придётся долго кататься.
«Помехи с правой стороны» при синхронном маневрировании
При параллельном движении водитель, который хочет перестроиться в соседнюю полосу, тот и обязан предоставить дорогу транспорту, двигающемуся по своей полосе. Если оба хотят перестроиться, имеет значение принцип «помеха справа».
Правило «правой помехи» на перекрёстке
Перекрёсток дорог с равнозначным приоритетом требует соблюдения его, если выполнены такие условия:
- стоит знак «пересечение двух и более равнозначных дорог»,
- до перекрёстка стоит знак «конец главной дороги»,
- не присутствуют остальные знаки приоритетного проезда,
- дороги из одинакового качества покрытия (обе асфальтовые, или грунтовые).
И только в этом случае, если на перекрёстке выполнены все перечисленные условия, используется принцип «помехи справа».
«Помеха справа» в круговых перекрёстках
Перекрёстком с организацией кругового проезда по определению есть часть дороги, представленная как остров, езда вокруг него происходит против хода часовой стрелки (в странах с правосторонним движением).
Особенности:
- При левостороннем движении — круг едет по часовой стрелке. Круговое движение продолжается до съезда транспортных средств с такого участка.
- Эти перекрёстки обычно не регулируются. На них не предусматривают установку светофоров.
- Приоритеты участников движения в таких случаях определяются дорожными разметками или знаками приоритета.
- Включение сигналов поворота при въезде на круг не является обязательным (будущая траектория Ваша очевидна).
- Необходимость их применения важна тогда, когда водитель желает поменять ряд или покинуть круговой перекрёсток.
- Если Вы движетесь на главной дороге, то при въезде на круг обязательно убедитесь в том, что другие водители пропускают Ваше транспортное средство.
- Въезжать на перекрёсток с круговым движением можно с любой полосы, а выезжать — только с правой.
Классификация дорог
Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.
Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:
- 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
- Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
- 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
- Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
- 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
- Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
- Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.
Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер разделительной полосы и другие значимые для движения параметры.
Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.
Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.
Для водителя ширина полосы движения имеет значение фактически только в том случае, когда возникает спор с ГИБДД. Сегодня мы рассмотрим основные положения законов и негласные прецеденты судебной практики, чтобы понять основные сложности определения ширины полосы движения. В особенности этот вопрос становится сложным, когда на дороге нет разметки, а также отсутствуют дорожные знаки разделения по полосам. В таком случае выездом на полосу встречного движения может считаться любой маневр или даже сама суть езды по такой дороге. Так что в общении с сотрудниками ГИБДД можно получить неприятные последствия. Впрочем, для таких случаев рекомендуется возить на лобовом стеке регистратор, видео с которого и станет основным источником данных для суда.
Сегодня в положениях правил отсутствуют четкие понятия ширины полосы дорожного движения, в особенности в тех случаях, когда дорога не разделена разметкой. Даже при наличии такого разделения зачастую трудно определить адекватность ширины полос. Служба, наносящая разметку, руководствуется несколькими документами, но они носят рекомендательный характер. Об особенности разделения на полосы дороги без разметки, но с двухсторонним движением, вы поговорим несколько ниже. Для начала постараемся разобраться с понятием ширины полосы движения, а также причинам, по которым этот вопрос может тревожить водителя.
Нормы и правила создания парковочных мест возле многоквартирного дома
Размещение автостоянки на придомовой территории должно отвечать определенным требованиям:
- соответствовать нормам пожарной безопасности (наличие ограждений из огнеупорных материалов, аварийных путей эвакуации и т. д.);
- наличие дорожного проезда к автотранспортной развязке (только для парковок, рассчитанных на более чем 100 мест);
- соответствовать санитарным нормам (расстояние от парковки до жилого дома не менее 10 метров и 25 метров от социально значимых объектов).
Парковка, рассчитанная на более чем 50 автомобилей, должна находиться от жилого дома и социальной инфраструктуры на расстоянии не менее 50 метров. При этом согласно санитарным требованиям такая стоянка должна быть закрытого типа. Автостоянку, предполагающую размещение более 500 автотранспортных средств располагать в жилой зоне запрещено.
Как определяется расстояние до жилого дома
В современных городских условиях появилось несколько критериев, служащих основными составляющими в определении допустимого удаления от дома до парковки. Обилие автомобилей в больших городах и даже в маленьких населенных пунктах привело к появлению стоянок разного типа и вариабельной степени оборудованности.
Дворовая стоянка
- На сегодняшний день понятие «парковка» включает в себя два вида (подземные и надземные). Но в каждое из них может входить одноуровневая или оснащенная несколькими уровнями. Многоуровневые надземные могут разрешить проблему нехватки парковочного места в многоквартирных домах, где автоводителями иногда являются несколько членов семьи. Это предполагает наличие не одного автомобиля, а двух и более у обитателей одной квартиры.
- Подземные парковки требуют специальных условий, дополнительного оснащения и соблюдения правил противопожарной безопасности (вытяжки для очистки воздуха, системы оповещения об опасности и пожаротушения). Использование смарт-паркингов, крыш многоэтажных зданий или площадок с паллетами сделали еще более актуальными нормы, предписанные в отношении автостоянок. Недостаток места, для того чтобы поставить машину, вынуждает изобретать дополнительные приспособления (как, например, газонные решетки, применяемые для предохранения зеленых насаждений).
Размещение автомобильных стоянок
Главные правила при движении в жилой зоне
Правила движения автомобилей в жилой зоне
Да, в жилой зоне и во дворах пешеход всегда прав, и с этим водителю придётся смириться, несмотря ни на что. Однако и у пешеходов помимо прав есть обязанности – смотреть по сторонам и не препятствовать проезду транспорта, если для передвижения есть альтернатива, например, тротуар.
На территорию жилой зоны разрешается заезд только тем участникам дорожного движения, которые проживают в пределах данной жилой зоны, планируют зайти в гости к друзьям, посадить или высадить пассажиров.
Двигаясь по двору, водители обязаны придерживаться скоростного режима согласно пункту ПДД 10.2, который гласит, что скорость автомобильного транспорта в жилой зоне и на территории дворов не должна превышать 20 км/ч. Но помните, что и это очень большая скорость, потому при любых сомнениях, а также в условиях ограниченной видимости её рекомендуется сбрасывать до скорости движения пешеходов.
Водители пропускают автомобили, двигающиеся с правой стороны
Во дворах водители попадают под действие правила «Помеха справа». Таким образом, следует пропускать любой автомобиль, двигающийся с правой стороны
Обратите внимание, что при невозможности разъехаться данным способом в случае с узким двором рекомендуется проехать первым, чтобы освободить проезд для автомобиля с права. Это не будет считаться нарушением ПДД
Запрещено стоять во дворе с заведённым двигателем более пяти минут. А лучше сразу заглушить мотор, если в ваши планы входит помочь пассажирам донести вещи до квартиры
Важно думать не только об экологии, но и о здоровье граждан, которое может быть подорвано интенсивными выбросами газов от вашего автомобиля
Во дворах как никогда важно пользоваться поворотниками
Это привлекает внимание пешеходов и дисциплинирует водителей. К тому же, это избавит вас от введения встречного водителя в заблуждение – одой из частых причин аварийных ситуаций
При движении в придомовой зоне нельзя отвлекаться на гаджеты
Нельзя отвлекаться на мобильные гаджеты, навигаторы, разговоры с пассажирами. Несмотря на то, что это правило действует в любом другом месте автомобильных дорог, в жилой зоне оно особенно актуально ввиду непредсказуемости и повышенной степени изменчивости дорожной обстановки.
Водители обязаны уступать дорогу пешеходам, где бы они её ни переходили. Особенно это правило касается детей, которые зачастую и вовсе не смотрят по сторонам. Водитель обязан заблаговременно нажать на тормоз, при этом сигналы клаксона могут быть расценены как нарушение порядка на придомовой территории в дневное или ночное время суток.
Остановка у подъездов запрещена
Запрещается останавливаться в непосредственной близости пандусов, а также подъездов, мешая свободному проходу жильцов дома туда и обратно. Во-первых, таким образом вы сильно затрудните жизнь инвалидам-колясочникам и семьям с детьми на колясках, а во-вторых, можете стать серьёзным препятствием на пути спасательных бригад.
Дворы не зря называют параллельными вселенными. Здесь, если есть такая возможность, всегда следует уступать, даже если это идёт вразрез с правилами. В ином случае нужно стараться вежливо объяснить «коллеге», что уступить проще именно ему или ей. Но ни в коем случае не вступать в конфликты, сдерживать эмоции, всегда стараться находить компромисс.
Что хотят ввести депутаты
Новый закон разработала партия Сергея Миронова – «Справедливая Россия». Пока проект его еще нельзя назвать доработанным, так как непонятны механизмы действия его для домов, которые были построены ранее и не имели обширной территории вокруг. Именно поэтому новый закон находится на стадии доработки.
Предложение депутатов заключается в следующем:
- Распределение мест на парковке должно быть связано с площадью квартиры. Если у вас стандартная однокомнатная – 33 квадратных метра, то на придомовой территории будет выделено одно место. Если же площадь квартиры превышает 50 метров, то на парковке на семьи придется уже два места.
- При проектировке необходимо предусмотреть 40 мест для гостей, если в многоэтажке будет проживать тысяча человек. Если количество жильцов предположительно будет равно двум тысячам, то гостевых мест должно быть 80.
Закон этот не совершенен, так как в России в малогабаритном жилье могут проживать большие семьи, которые имеют несколько машин. Они будут вынуждены по новым нормам оставлять «лишние» автомобили на других территориях. В то время как часть мест, закрепленная за жильцами просторных квартир, может пустовать. Такая ситуация чревата конфликтами между жильцами многоэтажек. В то же время найти мирное решение легко, если научиться договариваться с соседями.
Дополнительно депутатами был предложен закон, согласно которому на местах платных парковок для жильцов близлежащих домов будут действовать новые правила. В частности, в ночное время они превращаются в бесплатные и ими смогут пользоваться все желающие, в том числе и жильцы расположенных рядом домов. Регулировать исполнение закона предположительно будут региональные власти, а для контроля им придется создать специальный реестр, в котором учитываются все парковочные места города, в том числе и те, что расположены на придомовой территории.
Чем отличается стоянка от парковки
Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.
Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.
Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.
На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.
Отмена 20 км/ч – последние новости 2021 года
Итак, на сегодняшний день штраф ГИБДД за превышение выписывается, начиная от величины свыше 20 километров в час выше допустимой скорости.
Несмотря на большое количество инициатив и обсуждений снижения нештрафуемого порога за нарушение скорости, в том числе с Нового года, до вступления в силу нового закона не дошло. И этого не случится в самом ближайшем будущем. То есть штрафа за превышение на 10 км/ч сегодня нет.
Официально проверить данную информацию несложно:
- часть 1 статьи 12.9 КоАП, которая как раз предусматривала штраф за 10 км в час, согласно базе данных Консультант Плюс, на сегодня признана утратившей силу в соответствии с Федеральным законом №196; а в самой этой статье штрафы начинаются за скорость свыше 20 км/час;
- абсолютно идентичная информация на портале Гарант;
- вы не найдёте ни одного вступившего в силу ФЗ, вводящего поправки в Административный кодекс, на официальном сайте правовой информации, а здесь такие законодательные акты должны публиковаться в обязательном порядке.
В сети активно распространяется информация о том, что уже в мае 2021 года новый закон об отмене нештрафуемого превышения вступит в законную силу. Это тоже не является правдой, и вопрос о том, с какой даты скоростной режим будет изменён, не корректен по своей сути, потому как, как мы уже указали выше, нет никакого законопроекта, и вступать в законную силу на данный момент просто нечему.
Таким образом, любая информация об уменьшении допустимой без штрафа скорости на 10 км/ч и отмене 20, если вы встретите таковую в интернете, является мифом.
Но вот о последнем пункте давайте поговорим подробнее, ведь инициативы изменений в законодательстве всё же были.
Тонкость превышения на 20 км/ч
Указанные выше ограничения носят условный характер, не правда ли?! И правда, многие автовладельцы считают, что их скорость по простой формуле +20 км/ч – это ненаказуемое превышение.
Но это не совсем так. Действительно, в статье 12.9 КоАП РФ, отвечающей за штрафы и сроки лишения прав за превышение скорости, вы не найдёте ответственности за езду быстрее установленное на данном участке скорости на 20 км/ч.
Это не значит, что вы можете безнаказанно превышать. Дело в том, что в законодательстве есть не только административная ответственность, но и гражданская. Говоря проще, каждое нарушение всех участников ДТП может являться причиной аварии и, соответственно, указывать на определённую степень вины. Так предписывает судебная практика 2021 года. То есть, если, к примеру, вам не уступили дорогу на перекрёстке, а вы превышали на 19 км/ч, то виновность в ДТП могут признать обоюдной, и часть вины могут возложить на вас.
Ещё хуже будет при полностью вашей вине. В таком случае превышение скорости будет отягчающим фактором при назначении ответственности. Особенно это актуально при назначении уголовного наказания, например, по статье 264 УК РФ, если водитель сбивает пешехода как минимум с тяжким вредом здоровью.
Ещё одна тонкость соответствия скорости условиям на дороге
Есть в Правилах хитрый пункт 10.1. Он указывает, что вы должны выбирать скорость, не только исходя из ограничений, описанных выше (и ниже), но и с учётом дорожной, погодной и другой обстановки. А главная хитрость этой нормы ПДД в том, что она перекладывает по сути обязанность следить за опасностью на дороге, даже если её не должно быть на ней, водителю, говоря, что вы должны выбирать такую скорость, которая обеспечила бы безопасность и возможность затормозить до полной остановки до столкновения.
Например, вы едете в тёмное время суток с работающими фарами, которые освещают дорогу вперёд на 20 метров. А ваша (также полностью исправная) тормозная система обеспечит тормозной путь в 25 метров при скорости 90 км/ч (средние значения из билетов ПДД). То есть получается, что, двигаясь с разрешённой скоростью 90 километров в час по трассе при отсутствии знаков ограничения, вы не успеете заметить тёмный предмет так, чтобы остановиться, не столкнувшись с ним. Следовательно, нарушаете пункт 10.1.
Нарушение этого пункта часто выписывают сотрудники ГИБДД, когда водитель въезжает в стоящий (припаркованный) автомобиль, яму, люк, выбоину на дороге, открытый люк, дикое животное и другие предметы и живность на дороге, которой по сути не должно быть на ней.
Источники
- https://pddmaster.ru/pdd/skorostnoj-rezhim-v-gorode-pravila-novovvedeniya-shtrafy.html
- https://lada-xray2.ru/pdd/maksimalnaya-skorost-na-trasse
- https://pdd.guru/shtrafy-za-prevyshenie-skorosti.html
- https://AutoTonkosti.ru/q/umenshenie-dopustimogo-prevysheniya-skorosti-na-10-kmch-vstupilo-li-v
- https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-skorostnye-ogranicheniya-ustanovleny-po-pravilam-na-uchastkah
Назначат ли штраф за парковку вторым рядом, если автомобиль сломался?
Действующее законодательство содержит такое понятие, как вынужденная остановка. Под ней понимается ситуация, когда автомобиль остался на определённом месте не по воле водителя, а из-за действия непредвиденных обстоятельств, например:
- автомобиль сломался;
- транспорт имеет частичные повреждения и его использование может нанести вред водителю, иным лицам и объектам;
- водитель транспорта находится в состоянии, когда ему не рекомендуется управлять авто (например, появились симптомы недуга, заболевания);
- проезду мешает иной объект и возможность его объехать отсутствует.
Пункт 12.6 ПДД указывает на то, что при вынужденной остановке водитель обязан осуществить все зависящие от него действия, направленные на отвод транспорта с проезжей части.
Если автомобиль передвинуть невозможно, рекомендуется выполнить следующие действия:
- включить аварийную сигнализацию;
- заглушить двигатель;
- поставить знак «аварийная остановка», то есть так называемый треугольник;
- при необходимости – вызвать ГИБДД (например, если проеду мешает иной автомобиль), а также эвакуатор, который позволить убрать собственный автомобиль с проезжей части или предпринять иные действия, направленные на освобождение проезда.
Пункт 3.2 статьи 12.19 КоАП РФ указывает вынужденную остановку в качестве исключения. Соответственно, лицо не будет привлекаться к ответственности, если предпримет все возможные действия.
Стоянка авто под окнами дома
Если вы только задумались о покупке квартиры, рассматривайте предложения только с большими парковочными карманами и с подземной стоянкой для машин. В некоторых регионах, власти рекомендовали крупным строительным компаниям оборудовать обширную подземную парковку. Например, последние новости гласят, что такие рекомендательные письма получили строители из Красноярска. Кроме того, ряд регионов ввел собственные правила проектировки кварталов, которые застройщикам необходимо выполнять. Что говорится в ПДД о парковке на территории возле жилого дома Каждый водитель транспортного средства должен подчиняться ПДД – это основной закон для автолюбителей, который нужно соблюдать не только во время движения, но и в местах стоянки для машин у многоквартирного дома.