Содержание
- Правила
- Вопросы читателей
- Что такое «Обгон»
- Зона действия — правила установки
- Запрещен ли маневр под знаком опасный поворот
- Видео: Обгон На Перекрестке — Нарушил или Нет
- Зона действия знака «Обгон запрещен»
- На каких пересечениях законно совершать обгон
- Какие перекрестки называют регулируемыми
- Общие принципы совершения обгона
- Реальные примеры с комментариями
Правила
Немного теории, чтобы все термины были понятны для начинающего водителя:
под обгоном понимают маневр опережения параллельно идущего автотранспорта с пересечением встречной полосы с последующим возвратом на свою полосу;
под опережением понимается маневр обгона без выезда на встречную полосу (новая трактовка ПДД);
под перестроением принято понимать выезд со своей полосы без изменения направленности проезда.
C 12.07. 2020 года действуют другие правила обгона ТС:
на автотрассе с двумя полосами для попутного и встречного транспорта запрещен проезд по стороне со встречным движением, если дорога с разметкой 1, 1.3 и 1.11 (слева расположена прерывистая линия), пути для следования трамвая или иной разделительной разметкой;
Пояснения: если при совершении маневра обгона по стороне со встречным движением водитель не успевает вернуться на свою первоначальную сторону, то его признают виновным в нарушении правил.
- запрещается совершать обгон в следующих ситуациях: на регулируемых пересечениях автотрасс с наличием светофора;
- в месте расположения пешеходных переходов;
- в местах железнодорожных переездов, путепроводах, эстакадах, тоннелях;
- при окончании подъема, в местах крутых поворотов и с плохим обзором дальнейшего пути движения.
Также водитель не должен совершать маневр обгона, если:
- впереди идущий транспорт обгоняет другую машину или объезжает препятствие на дороге;
- впереди идущий автомобиль подал сигнал о совершении поворота в левую сторону;
- позади идущий транспорт начинает маневр обгона.
Важно! По окончанию обгона вернуться в свою первоначальную полосу будет невозможно – этим вы будете создавать помехи другим участникам движения. Водитель попутно движущегося автотранспорта не имеет права создавать помеху для обгона, то есть ни увеличивать скоростной режим и не перестраиваться на другую сторону движения
Водитель попутно движущегося автотранспорта не имеет права создавать помеху для обгона, то есть ни увеличивать скоростной режим и не перестраиваться на другую сторону движения.
Вопросы читателей
Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают. В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям. Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:
Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки. Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением. Так что оштрафовали Вас правомерно.
Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.
Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются. Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям. Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.
Что такое «Обгон»
Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.
Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:
- Никто из водителей автомобилей, которые едут позади него и которым он может создать препятствие, не производит опережение.
- Водитель автомобиля, движущегося впереди по той же полосе, не подает сигнал о намеренности поворота (перестраивании) налево.
- Встречная полоса, на которую водитель будет выезжать, свободна на достаточном расстоянии для обгона.
- После обгона сможет вернуться на используемую полосу, не создавая препятствий другим участникам движения.
обгон разрешен, когда
Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.
На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.
Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.
обгон запрещен, когда
- Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.
- Следом за автомобилем, который уже начал обгон.
- Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.
- Если на дороге плохая видимость.
- На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.
- Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
- На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.
обгон через сплошную
Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.
Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.
двойной обгон
По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.
Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.
обгон на перекрестке
Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.
Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.
Зона действия — правила установки
Знак «Обгон запрещен» ставится с целью избежать аварий при выезде на встречную полосу в местах с неровным дорожным покрытием или перед крутыми поворотами.
Мнение автолюбителей об отмене запрета обгона любой прилегающей дорогой в лес или необозначенным свертком ошибочно.
Действие зоны ограничения не прекращается изменением вида разметки или качества дорожного полотна.
Прекращение извилистого поворота или смена направления дороги также не является основанием для отмены ограничения.
Знак, запрещающий опережение с выездом на встречку, должен быть установлен в соответствии с государственным стандартом.
ГОСТ 52289-2004 предъявляет следующие требования к размещению:
- обязательное наличие дополнительного дублирующего знака на разделительной полосе или слева от проезжей части при отсутствии разделителя;
- высота столбца-держателя от дороги до низа таблички должна быть от 2 до 4 метров в поселении либо от 1.5 до 3 метров на трассе;
- знак должно быть видно не менее чем за 100 метров;
Если установленный знак не отвечает требованиям ГОСТ, состава его нарушения нет. Выписанный в такой ситуации штраф за обгон будет незаконным.
Запрещен ли маневр под знаком опасный поворот
Помимо запрета обгона под соответствующим знаком, опережать транспортное средство нельзя:
- если сзади идущее транспортное средство уже идет на обгон;
- транспорт, идущий впереди, планирует поворот налево или обгон;
- перед поворотом и на участках с плохой видимостью;
- на пешеходных переходах;
- на эстакадах, мостах, в туннелях.
Опасный поворот на дороге обозначается знаком:
Согласно пункту 11.4 ПДД, обгон перед опасным поворотом запрещен. Это означает, что пока опасный участок не будет преодолен, совершать маневр нельзя.
За обгон на опасном повороте водителю грозит штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение удостоверение на срок до полугода.
Дорожный знак «Обгон запрещен» под номером 3.20 устанавливается на опасных участках дорог, где нельзя опережать впереди идущее транспортное средство.
Действует знак на протяжении определенного количества метров, указанных на информационной табличке, до перекрестка или до знака, отменяющего ограничения.
За нарушение этого правила водителю грозит наказание в виде штрафа или лишения прав на полгода.
Когда следует выключить указатели поворота выполняя обгон, объясняется в статье: обгон на повороте. Разрешается ли на двухполосной дороге выполнять обгон на перекрестках, смотрите на странице.
Про обгон, опережение и встречный разъезд в ПДД узнайте из этой информации.
Видео: Обгон На Перекрестке — Нарушил или Нет
Можно ли на перекрестке обгонять? Вряд ли все водители смогут ответить на этот вопрос однозначно, и не только начинающие. Даже те, кто водит машину уже несколько лет, порой некомпетентны в данном вопросе.
А ведь тема перекрёстков на дороге — одна из самых актуальных. Здесь нужно знать не только общие правила, но и многие тонкости. И уж тем более не лететь со скоростью ветра, надеясь на то, что «авось пронесёт».
Любой перекресток — это опасность: здесь пересекаются и пешеходные, и транспортные потоки. Большинство ДТП происходит как раз на этих участках дороги, поэтому водители должны освоить правила движения на зубок и предвосхитить все возможные ситуации, которые могут произойти.
В каких случаях разрешено обгонять на перекрёстке, а в каких обгон запрещён? Какие нюансы следует учесть водителю? Об этом поговорим далее.
Зона действия знака «Обгон запрещен»
Действие знака зависит от многих факторов, в том числе от места его расположения, наличия отменяющих знаков. До куда действует знак «Обгон запрещен»? Если внизу знака расположена прямоугольная табличка с указанием количества метров, то это будет именно тот промежуток, на протяжении которого действует знак. Но какова будет зона действия знака «Обгон запрещен» в том случае, если протяженность его действия не указана? В этом случае запрет будет действовать вплоть до появления знака, отменяющего ограничения. Обычно он выглядит как две серые машины, перечеркнутые серым полосками по диагонали. Но даже при появлении такого знака водителю стоит быть осторожным – весьма вероятно, что через несколько сотен метров появится новое ограничение. Если водитель вовремя не успеет завершить маневр, то его может ждать серьезный штраф.
Но зона действия запрета на обгон может ограничиваться не только соответствующим знаком. Если вы доехали до перекрестка или населенного пункта, то это также может служить разрешением на обгон. Но есть один нюанс – перекресток, который вы проезжаете, должен быть с тремя или четырьмя ответвлениями и обозначаться соответствующим знаком. Если вы проехали его, и на вашем пути не встретился больше знак 3.20, то можете смело выполнять обгон.
На каких пересечениях законно совершать обгон
В ПДД содержится информация о том, что обгон на перекрестке возможен только при определенном варианте развития событий. Однако в Правилах не указывается, что реализовать опережение с выездом на встречку на пересечении можно на нескольких типах перекрестков.
Главная дорога и нет светофора
Автолюбитель вправе совершить маневр опережения с перестроением на встречку только при наличии всех условий, указанных в пункте 11.4 ПДД:
- Отсутствие светофора и регулировщика.
- Наличие главной дороги и примыкающей.
- Желающий совершить маневр водитель движется по главной дороге.
Однако даже при выполнении указанных требований нельзя забывать и о других, которые прописаны в Правилах. Так, обгон категорически запрещен, если:
- присутствует разметка 1.1 — сплошная;
- главная дорога содержит более четырех полос движения — регламент пункта 9.2 ПДД;
- перед или после пересечения ПЧ присутствует непрерывная разметка или пешеходный переход — регламент пункта 11.4 ПДД.
То есть, даже при соблюдении ключевых условий, наличие, например, сплошной препятствует законному совершению маневра.
Если главная не прямая
Предположим, что все указанные требования соблюдены, но помеченная знаком приоритета дорога сворачивает. Как поступить в этом случае? Казалось бы, совершить маневр можно, но он будет характеризован как потенциально опасный.
Однако существует официальный запрет на обгон в таком случае. Пункт 8.6 Правил содержит четкие разъяснения:
- при выезде с пересечения проезжих частей запрещено находиться в полосе встречного ряда;
- при повороте направо необходимо расположить ТС максимально близко к краю ПЧ.
Исходя из этих требований, обгон запрещен, если направление главной дороги меняется.
Какие перекрестки называют регулируемыми
Любой водитель знает, что проезд перекрестка может таить в себе много опасностей. Это только на первый взгляд все очень просто, а на деле, подъезжая к перекрестку нужно успеть посмотреть во все стороны.
Но суровая статистика говорит о том, что процент ДТП на перекрестках с каждым годом растет. Разумеется, машин с каждым днем на улицах все больше, а уровень водительского мастерства оставляет желать лучшего.
Попробуем разобраться с теорией и вспомнить какие бываю перекрестки. Условно их можно поделить по двум критериям:
- по количеству пересечений дорог;
- по приоритету движения;
- по способу организации движения;
Первые делятся на несколько категорий:
- Т — образные.
- Четырехсторонние.
- У-образные.
- Круговые.
По приоритету движения можно разделить перекрестки на:
- пересечение равнозначных дорог;
- пересечение главной дороги со второстепенной.
По способу организации движения:
- регулируемые;
- нерегулируемые.
Многие даже опытные водители часто путают эти два перекрестка. На самом деле регулируемым считается перекресток на котором очередность движения определяется одним из двух. Это:
- работающий светофор;
- регулировщик.
Важно отметить тот факт, что если на перекрестке есть и светофор и регулировщик, то приоритет отдается сигналам регулировщика
Многие водители, особенно те, кто давно сдал экзамен по вождению, не разбираются в жестах регулировщика, поэтом стоит обратить внимание на то, что именно означают его сигналы. Нерегулируемым соответственно признается перекресток где нет ни работающего светофора, ни регулировщика
Те, кто уверены, что нерегулируемый перекресток — этот тот, где отсутствуют дорожные знаки сильно заблуждаются
Нерегулируемым соответственно признается перекресток где нет ни работающего светофора, ни регулировщика. Те, кто уверены, что нерегулируемый перекресток — этот тот, где отсутствуют дорожные знаки сильно заблуждаются.
В случае неисправного светофора на перекрестке водители обязаны руководствоваться дорожными знаками приоритета.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.
Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:
1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;
2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);
3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;
4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.
Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.
Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):
- полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
- водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
- водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
- есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.
Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».
Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.
Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.
Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!
Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.
Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.
Реальные примеры с комментариями
Несколько примеров из реальной практики, которые показывают, как обгоняют водители и к чему это приводит:
- Автомобиль едет за тентованной фурой по двухполосной загородной дороге с прерывистой разметкой. Водитель начинает обгон, но в середине маневра прерывистая становится сплошной. Автомобиль все таки обгоняет грузовик и становится на свою полосу. Чуть дальше его останавливает инспектор ДПС, оформляет протокол. Решением суда нарушителя лишают удостоверения на 4 месяца по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ. В такой ситуации не принимают объяснение: «Я не видел знака из-за тента». Водителю нужно было отказаться от обгона, снизить скорость и вернуться в свой ряд.
- Водитель видел впереди мост, начиная обгон. Но оценил расстояние, как достаточное, чтобы завершить маневр до начала ограничения. Однако, обгоняемый автомобиль набрал скорость, и водителю пришлось закончить обгон уже на мосту. Да, правилами запрещено препятствовать обгону увеличением скорости. Но доказать на суде невиновность не получится. Нарушение правил зафиксировала видеокамера и водителя, совершившего обгон, оштрафовали на 5000 руб.
- Водитель первого автомобиля подал сигнал левого поворота и пошел на обгон. За ним второй автомобиль показал левый поворот и выехал следом. Первый автомобиль завершил маневр, второй не успел, а по дороге едет встречная машина. Вернуться обратно на свою полосу невозможно, т.к. там уже есть третий автомобиль. Второй автомобиль вплотную прижимается к обгоняемому автомобилю. Тот, в свою очередь, уходит от бокового столкновения на обочину и останавливается. Своими действиями водитель второго автомобиля создает аварийную ситуацию, помеху движению и нарушает правила выезда на встречную полосу. Наказание — лишение права управления автомобилем на полгода.
- При плотном потоке транспорта, водитель пошел на обгон, не верно рассчитав расстояние до встречной машины. Обгоняемый автомобиль резко затормозил, собрав позади ДТП паровозом, а встречный, избегая столкновения, вылетел в кювет. Водитель встречной машины разбился насмерть. Водителя обгонявшей машины суд признал виновным в ДТП с тяжелыми последствиями и по ст. 264 УК РФ приговорил к 2 годам тюремного заключения с лишением прав на 3 года.
В результате каждого из перечисленных случаев могло произойти ДТП. А с учетом того, что обгон – это высокая скорость, 90% аварий заканчиваются фатально.