Водительское удостоверение на велосипед и электросамокат. будут ли они введены в 2021 году?

Велосипедная зона

Название введено в ПДД в пункт 1.2. Он устанавливает, что означает велосипедная зона. Это место, служащее для езды водителей велосипедов. Начало и конец данной зоны обозначаются специальными знаками, показанными ниже.

Новые знаки выглядят в следующем виде:

Пешеходы могут переходить где угодно

Зону движения велосипедов по новым Правилам сделали своеобразным исключением для пешеходов. Теперь они могут переходить ее в любом месте. Это дополнение внесено в пункт ПДД №4.3, где указаны все ограничения по переходам.

Ограничение скоростного режима

На велосипедных дорожках скорость движения теперь стала такой же, как была предусмотрена для дворов. Она не может быть выше 20 км в час, о чем внесены изменения в ПДД в пункт 10.2. Ранее в нем было указано, что в населенных пунктах допускается движение транспорта со скоростью не выше 60 км в час, а во дворах и в жилых зонах – не выше 20 км в час. Теперь к последним территориям добавлены еще и велосипедные зоны.

Введен новый пункт

В правила ввели новый пункт под номером 24.11, который относится к требованиям для водителей велосипедов. Согласно ему, установлены следующие условия именно для велосипедной зоны:

  • После изменений в Правилах, велосипедисты теперь имеют преимущество перед другим транспортом, например, автомобилями.
  • Разрешено ездить по всей ширине зоны.
  • Пешеходам допускается переходить велосипедную зону во всех местах, при условии соблюдения пунктов ПДД от 4.4 до 4.7. Они должны учитывать наличие зеленого сигнала светофора, не создавать помех движению велосипедов, долго не задерживаться на дороге. При приближении автомобиля с проблесковым маяком и сиреной, пешеходы должны уступать ему дорогу.

Новая разметка велосипедной зоны

Последним новшеством является новая разметка на дороге за номером 1.24.6. Она обозначает начало велосипедной зоны. По внешнему виду разметка напоминает знак 5.33.1.

Нужны ли права на велосипед с мотором

Велосипед — это транспорт, на котором ездят даже дети. Для него не нужны права, всего несколько правил дорожного движения. Но велосипед с мотором уже больше подходит под понятия мопеда, у которого больше требований.

Для него обязательно наличие водительского удостоверения. Многих интересует, велосипеду с мотором нужны ли права. Это зависит от ряда параметров, которые описаны в обозначении мопеда и велосипеда.

Есть два типа транспортного средства, под которое может подходить велосипед с мотором: мопед и сам велосипед. Для первого необходимо наличие прав, страховки и регистрации, для второго — нет. На данный момент нет четкого ответа на вопрос, к какой категории отнести велосипед с высокой мощностью. Для собственного спокойствия рекомендуется зарегистрировать средство и придерживаться правил, как для мопеда.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ (понятия и термины), велосипед — двухколёсное транспортное средство, приводимое в движение в основном за счёт мускульной энергии велосипедиста, с возможностью оснащения электродвигателем, не превышающим по мощности 0,25 кВт, машинально выключающемся на скорости более 25 км/ч.

Исходя из вышесказанного, велосипед с мотором всё ещё остаётся велосипедом. Но как же быть в ситуации, когда байк оснащён более дюжим мотором в 0,5 кВт, 1 кВт или и того больше? Конкретных, чётко сформулированных понятий по этому поводу в законодательстве не прописано, и вроде бы официально владелец такого агрегата не обязан заводить права. Однако велосипед с мотором, обладающий мощностью выше 0,25 кВт, можно уже отнести к мопедам. А на них потребуется наличие прав категории М.

По той же терминологии ПДД, мопед — механическое транспортное средство, с предельной скоростью разгона до 50 км/ч, имеющее 2−3 колеса; оснащённое электродвигателем с мощностью свыше 0,25 кВт и ниже 4 кВт или двигателем внутреннего сгорания с объёмом до 50 куб. см. К мопедам также можно приравнивать квадроциклы с подобными техническими характеристиками.

Из этого следует: если ваш велосипед действительно обладает схожими техническими характеристиками, то на него уже, в связи с новыми поправками, требуются права категории М. Подойдут также и права любой другой высшей категории.

Особенности современных электровелобайков

Конечно человек сидящий за рулем электровелобайка, вне зависимости от наличия у него прав, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако сама экзотичность электропривода вызывает множество вопросов, которые порой могут создать достаточно серьезные проблемы.

При этом ни одного инспектора патрульно-дорожной службы не интересует, что использует водитель в качестве источника энергии. Аналогичная ситуация сложилось на Западе и в отношении электровелобайка. Итак, с правами на велосипед с мотором на электрической тяге определились. Возникает вопрос, а кто сегодня может проконтролировать его техническое состояние, которое в определяющей степени влияет на аварийность. Если в отношении тормозов проблему можно решить по аналогии с мопедами и мотороллерами, то сегодня в России вряд ли найдется много специалистов, способных разобраться во всех тонкостях велосипедного электропривода. Судя по рекламным картинкам современной электровелосипедной продукции, внешне это транспортное средство достаточно безобидно, особенно те модели, которые имеют в качестве привода мотор-колесо. Однако ее вес превышает весовые параметры обычного велобайка, что делает их более инерционными и травмоопасными.

Ответ о необходимости законного получения права управления велосипедами с двигателем внутреннего сгорания, веломопедами и велосипедами с электромотором лежит в Правилах дорожного движения и характеристиках установленных силовых агрегатов на такие велосипеды.

Согласно этим Правилам:

  • Велосипед — это транспортное средство
  • Мопед — это механическое транспортное средство.

Мы знаем, что для управления велосипедом права не нужны, а вот для управления мопедом — нужны права категории M. Кроме того, пункт 2.1.1 ПДД предписывает водителю именно механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудника полиции передавать ему для проверки водительское удостоверение.

Ответ на наш вопрос, нужны ли права для управления веломопедом или велосипедом с двигателем, кроется в определении велосипеда и мопеда в пункте 1.2 ПДД. Согласно этому пункту, велосипед — это приводимое, как правило, мускульной силой транспортное средство, которое также может иметь электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт и который отключается автоматически при скорости более 25 км/ч. Если электромотор нашего велосипеда соответствует данным характеристикам, то права на управление таким велосипедом нам не понадобятся.

Вопрос ещё в том, как инспектор ДПС проверит на дороге, отключается ли электродвигатель на скорости более 25 км/ч. Практически проверить это ему запрещает законодательство. Опять-таки, обязанности передавать для проверки документ, подтверждающий соответствие Правилам мощности электродвигателя, у велосипедиста нет.

Что, если у нас установлен электродвигатель большей мощности или же двигатель внутреннего сгорания? В этом случае понятие велосипеда подходит под мопед. Мопед по ПДД — это уже механическое транспортное средство, на которое нужны права. Под мопеды подходят все двух- или трёхколёсные транспортные средства, максимальная скорость которых не более 50 км/ч, двигатель у которых имеет не более 50 см3 рабочего объёма либо электродвигатель которых имеет мощность от 0,25 кВт, но не более 4 кВт.

Если Ваш веломопед или велосипед с электромотором подходит под данные показатели, то Вам нужны права категории M либо любой другой категории для управления такой техникой.

А вот всё, что превышает эти показатели, уже приравнивается к мотоциклам. А именно, мотоциклом является транспортное средство, которое соответствует хотя бы одному из следующих условий:

  • рабочий объём двигателя более 50 см3;
  • максимальная скорость более 50 км/ч;
  • установленный электродвигатель развивает более 4 кВт мощности.

Для управления мотоциклом нам понадобятся права категории A, либо подкатегории A1, если рабочий объём двигателя внутреннего сгорания не превышает 125 см3.

Вопрос о регистрации веломопеда или электровелосипеда также остаётся примерно аналогичным: всё то, что подходит под понятие «велосипед» по ПДД, регистрировать не нужно, а вот механические транспортные средства — нужно. Но по факту, если у Вашей техники нет ПТС, то приобрести ОСАГО и зарегистрировать такую технику в ГИБДД Вы не сможете.

Если велосипед с мотором?

То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.

Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2021 год нужны права.

Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Вас также заинтересует:

  • Можно ли ездить без прав на электрическом мотоцикле и где? Нужно ли регистрировать в ГИБДД?
  • Лишают прав определённых категорий или всех? Можно ли ездить на другом транспорте?
  • Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?

Когда подойдут права любой категории?

Дело в том, что в таком случае приводимый в движение двигателем велосипед следует относить к мопедам по Правилам. А ФЗ №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав «. И она не обязательно должна быть прописана в соответствующей графе в вашем в/у. Любая имеющаяся у вас категория подтверждает право управления мопедами.

Но такая категория подходит только в отношении мопедов, и они также регламентированы по ПДД:

  • рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен быть выше 49,9 кубов,
  • максимальная скорость не превышает 50 км/ч,
  • если на вашем велосипеде стоит электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.

Когда нужна категория A?

А вот если хотя бы одно из условий, перечисленных выше, не выполняется, то тогда без полноценной категории водительских прав «A» вождение такого велосипеда вам уже запрещено.

Таким образом:

  • вам нужны права «A» категории, если объёма мотора 50 см3 и более,
  • если велосипед может развить скорость свыше 50 км/час, то также нельзя ездить на нём без прав,
  • либо если установлен электродвигатель мощностью больше 4 кВт.

Особенности измерения мощности мотора

Обратите внимание, для электродвигателя оба порога: для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – приведены как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. Но если вы заглянете в документацию к мотору, если он устанавливался на ваш вело отдельно, или велосипеду в сборе, то можете увидеть там 2 других параметра:

  • номинальная мощность мотора,
  • максимальная мощность.

То есть понять из этого, что к чему относится, невозможно. Но, на самом деле, всё довольно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это тот параметр максимальной мощи двигателя, при которой он сможет проработать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы, конечно же) без выхода из строя.

Такому параметру в документации обычно соответствует именно номинальная мощность. Например, если у вас номинальная 225 Ватт, а максимальная указана 350 Ватт, то вам можно ездить на таком велосипеде, не получая водительские права, так как по ПДД его мощность менее 250 Ватт.

Но и здесь кроется большая практическая недоработка. Начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая мировыми судьями, мало кто будет различать эти 2 параметра. То есть, если у вас в документах будет указана только максимальная мощность и она подразумевает необходимость водительского удостоверения (в том время как номинальная вообще не указана), то и судьям, и инспекторам будет, к сожалению, чаще всего всё равно до этого – вам присудят штраф. Но его будет нужно далее обжаловать по меньшей в районный суд. Хотя, если номинальная мощность у вашего велосипеда с мотором не указана, то потребуется ещё и техническая экспертиза.

С другой стороны, требовать на дороге от наездника документы на вело никакой инспектор ДПС не вправе. Тем более, ни у кого не будет возможности замерить мощность мотора.

Как получить права категории М?

Если же все-таки так вышло, что ваш велосипед, благодаря возможностям вашего мощного двигателя, сошел за мопед, вам нужно будет получить водительские права. Конечно, для этого необходимо обучение. К счастью, существует множество программ, которые стараются сделать такое обучение простым и комфортным. Его разрабатывают специально для каждого. При составлении программ учитывается множество факторов:

Возраст тех, кто претендует на права. Ведь не нужно забывать о том, что многими мопедами можно пользоваться уже с четырнадцати лет. Поэтому для подростков можно и нужно организовать возможность получить права;
Уровень занятости потенциальных учеников. Конечно же, далеко не каждый может похвастать тем, что имеет каждый день свободный график;
Сроки, в которые нужно получить права. Само собой, ситуации бывают разные: кто-то очень торопится, а кому-то не к спеху

Поэтому крайне важно настроить интенсивность занятий таким образом, чтобы учесть интересы каждого;
Разные финансовые возможности. У кого-то есть свое транспортное средство, а у кого-то нет

С этим также нужно считаться. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый мог иметь возможность получить права.

Кстати, рекомендуем:

  • Тросик для велосипеда
  • Как зарядить аккумулятор велосипеда
  • Куплю велосипед в кредит

Вообще, для того, чтобы поступить в автошколу, достаточно просто завить о своем желании. Процесс обучение на эту категорию — дело не очень сложное, но и к нему нужно отнестись максимально ответственно, ведь управление любым транспортным средством — это ответственность.

Прав может и не быть, но правила соблюдать нужно всегда

Поправки, изменения в законодательстве, принятые с апреля 2015 года, повлияли не только на то, что водителям мопедов теперь нужны права. Благодаря решениям апреля, ужесточаются правила движения и для транспорта, у которого нет двигателя. Водителями велосипедов и мопедов, к примеру, могут быть только лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста.

Но самое главное заключается в том, что вне зависимости от событий прошедшего апреля, все должны соблюдать ПДД. Ведь не зря же они придуманы

В этих Правилах есть несколько моментов, на которые хотелось бы обратить особое внимание:

Полоса для велосипедистов. Такая полоса может быть как на тротуаре, так и на проезжей части. Сначала мы рассмотрим случай ее наличия на проезжей части

Если такая полоса есть, очень важно, чтобы велосипедисты ездили только по ней, ведь она придумана специально для них, а двигаться по остальной проезжей части не только нежелательно, но и опасно; Двигаясь по тротуару, важно понимать, что он не просто так оснащен велосипедными дорожками. Если они есть, водитель обязан двигаться по тротуару исключительно по велопешеходным дорожкам. Благодаря ним пешеходы будут чувствовать себя комфортно, а о них также важно заботиться; Водители велотранспорта, которые едут по проезжей части, должны соблюдать абсолютно все правила движения, начиная от скоростного режима, заканчивая специальными знаками и такими важными вещами как полоса для велосипедистов

Благодаря ним пешеходы будут чувствовать себя комфортно, а о них также важно заботиться; Водители велотранспорта, которые едут по проезжей части, должны соблюдать абсолютно все правила движения, начиная от скоростного режима, заканчивая специальными знаками и такими важными вещами как полоса для велосипедистов

Штрафы для велосипедистов

В апреле 2017 года появились новые поправки в законе, касающиеся велосипедистов, для них теперь вынесены новые пункты, что позволит обеспечить большую безопасность. Большой минус отсутствия удостоверений на право управления велосипедом — незнание элементарных правил дорожного движения, что, конечно же, всё равно не освобождает от ответственности.

Штрафы для велосипедистов отдельно обозначены в КоАП. Согласно статье 12.29 за нарушение ПДД предусмотрены следующие взыскания:

  • 800 рублей за любое несоблюдение правил дорожного движения;
  • 1000–1500 рублей за нарушение правил велосипедистом в состоянии опьянения.

Если брать во внимание темпы развития велоиндустрии, не за горами новые законопроекты, которые обяжут абсолютно каждого велосипедиста пройти обучение, обзавестись правами и нести полную ответственность за движение на дороге, как того требуют от автомобилистов. Главное, чтобы наряду с нововведениями в городах России появлялось больше велодорожек, что обусловит меньшее количество нарушений и комфортное передвижение для велосипедистов. Главное, чтобы наряду с нововведениями в городах России появлялось больше велодорожек, что обусловит меньшее количество нарушений и комфортное передвижение для велосипедистов

Главное, чтобы наряду с нововведениями в городах России появлялось больше велодорожек, что обусловит меньшее количество нарушений и комфортное передвижение для велосипедистов.

Велодорожка для байков

Основное и неизменное правило для обеспечения безопасности владельцем любого транспортного средства — это проверка исправности технического состояния транспорта, а также внимательное изучение и соблюдение правил.

Пользуясь тем, что права на управление велосипедом не требуются, многие велосипедисты пренебрегают изучением ПДД, создавая аварийные ситуации на дорогах. Особенно это касается подростков, не ознакомленных с правилами, которым по возрасту разрешено выезжать на проезжую часть. Участниками дорожного движения являются все лица, находящиеся на дороге, включая пешеходов, и каждый несёт ответственность за безопасность передвижения. Любое неадекватное поведение или нарушение правил со стороны имеющих отношение к процессу может повлечь за собой трагедию.

Категорически запрещено при езде на велосипеде

Пребывать на дороге в качестве велосипедиста не совсем безопасно, потому как велосипед не защищает человека так, как автомобиль, и риск пострадать для самого водителя значительно больше. В любом случае каждый находящийся на дороге должен в равной степени быть внимателен к процессу движения. Немного несправедливо, что автомобилисты, которые учились, имеют права на вождение транспортного средства, несут большую ответственность, чем велосипедисты или те же пешеходы, которые в большинстве случаев сами выступают виновниками ДТП.

О чем свидетельствует судебная практика?

Изучая такой важный аспект, как то, нужны права на электросамокат в 2021, или можно обойтись без них, стоит отметить, что фискальные органы также всегда обращают внимание на технические параметры. Именно в соответствии с ними и происходит принятие окончательных решений относительно владельца

вопрос достаточно сложный, но может быть разобран на отдельные моменты. Также не составит труда рассмотреть пример из реальной практики.

Мужчина, будучи в нетрезвом состоянии, в городе Тамбове перемещался на самокате с электрическим мотором. Сам он говорил, что не осуществлял управление транспортным средством, а лишь стоял рядом с ним на тротуаре. Работники ГИБДД произвели осмотр механизма и выяснили, что на маркировке установлена мощность двигателя от 4 кВт.

Суд принял решение о том, что в соответствии с техническими характеристиками данное транспортное средство является мопедом. Стоит ли говорить о том, что водитель не имеет отношения к пешеходной категории. Тот факт, что подозреваемый не управлял транспортным средством, был опровергнут свидетелями.

Что в итоге? Судья лишил обвиняемого права управять ТС. Мужчина попытался обжаловать это решение, но у него ничего не вышло. Тот факт, что у него не было водительского удостоверения, не спас бы от необходимости несения ответственности. За подобные нарушения налагается штраф в размере 5-15 тысяч рублей. Если же ВУ имеется, но водитель был лишен его, придется заплатить 30 000 р.

Еще один пример – из судебной практики Ливны.

Собственно, как и в предыдущем случае, мужчина управлял электрическим самокатом, будучи в нетрезвом состоянии. Работники ГИБДД отправили его на прохождение медицинского освидетельствования. В итоге подобное состояние было подтверждено, что привело к направлению дела в суд, где мужчина предъявил руководство по эксплуатированию транспортного средства. В нем был отмечен тот факт, что мощность мотора равняется всего 2 кВт, а это значит, что такой механизм не может считаться транспортным средством, соответственно, его владелец – не водитель. Так что лишить человека права управления, даже если он был нетрезвым, невозможно.

Суд в итоге постановил, что рассматриваемый самокат не может быть отнесен к категории транспортных средств, так что управление им в нетрезвом состоянии нарушением не считается. По этой причине нарушение по ч. 1 ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.29 Кодекса по административным правонарушениям засчитано не было.

Зато последовало наказание по другой статье – за несоблюдение правил дорожного движения лицами, участвовавшими в процессе дорожного движения, находившиеся в нетрезвом состоянии. В итоге мужчина получил штраф в сумме 1200 российских рублей. 

Актуальность прав в России

Никто не будет сомневаться в том, что автомобильные права нужны. Относительно водительского удостоверения на велик мнения неоднозначны:

  • одни считают это необходимым документом для защиты собственных интересов и повышения уровня культуры и безопасности в велосреде;
  • другие называют права пережитком прошлого и неэффективным способом борьбы с нарушителями;
  • третьи ставят в приоритет инфраструктуру и считают корочку от ГИБДД без нее бессмыслицей;
  • есть и такие, кто понятия не имеет о правах.

В ПДД четко прописаны специальные велодорожки, по которым обязан двигаться водитель байка. Если таковые отсутствуют, то необходимо воспользоваться правым рядом проезжей части и ехать по ходу транспорта. То есть велосипедные дорожки, по сути, стоят в приоритете, только потом идет дорога.

Безопасная территория для великов

Попробуем вспомнить, сколько в нашей стране полос для велосипедов, велознаков, светофоров, указателей и т.д. В 90% городах этого нет, а где есть, то в небольшом количестве. Получается, на данный момент в городах России востребованы проезжая часть и старый добрый тротуар. Двигаясь по тротуару, водитель велика уже нарушает ПДД. Конечно, все на это смотрят сквозь пальцы, главное, соблюдать интересы пешеходов. Теперь представим, что появились права, и водителю велика придется ездить только по дорогам. А далеко не везде это безопасно. Надо это кому? Вряд ли.

Получается, что специальное обустройство дорог гораздо важнее как в этическом аспекте, так и безопасности дорожного движения, чем права. Иными словами, сначала нужны велосипедные дорожки, знаки с разметкой и указателями, а уж потом специальное удостоверение, которое будет помогать соблюдению правил, а не препятствовать этому.

Что такое электровелосипеды?

Электрические велосипеды — это относительно новый вид транспорта. Они бывают разных моделей и разновидностей и не всегда вписываются в одно точное определение. В некоторых странах законы о транспорте и дорожном движении четко определяют, что подразумевается под термином «электрический велосипед».

Однако в России нет явных законов, регулирующих электробайки, и к ним часто относятся как к мопедам и другим моторизованным транспортным средствам, независимо от их скорости, мощности и других характеристик.

Такой вид транспорта может оказать положительное влияние на окружающую среду и общественное здоровье. Также электронные велосипеды могут помочь уменьшить заторы на дорогах, сократить выбросы, улучшить качество воздуха и улучшить здоровье населения.