Фото на память: попробуют ли россияне себя в качестве гаишников

Требования к фото и видеофиксации нарушений ПДД

В частности, речь идет о статье 2.6.1 Кодекса, согласно которой автовладельцы-нарушители будут привлекаться к административной ответственности по фото и видеоматериалу, снятому специальными фиксирующими приборами.

То есть теперь определенные требования будут предъявляться не только к автомобилистам, но и дорожникам, которые обязуются устанавливать соответствующую технику по прописанным в нормативно-правовых документах правилам. И сама аппаратура также должна классифицироваться исключительно, как техническое средство измерения.

Единственное, что известно – после вступления в силу обновленного Кодекса установка фото и видеотехники без сопровождающих дорожных указателей с изображением камеры будет считаться незаконной.

Исключение из правила

Но в любом правиле есть исключения. Об этом можно судить по жалобам законопослушных автомобилистов, которые уже испытали на себе все прелести приложения «Помощник Москвы», запущенного в рамках эксперимента более трех лет назад. За эти годы пользователи «нащелкали» и, конечно же, заявили более чем о 500 тыс. неправильно припаркованных автомобилях (с помощью приложения жители столицы могут зафиксировать нарушения правил парковки на улично-дорожной сети города). Но, увы, «бдительные граждане» фотографируют автомобили, которые не всегда нарушают ПДД.

Портал «Автовзгляд» не раз отмечал, что действие такого приложения незаконно. Вот лишь пара самых ярких примеров (ссылку на материал «Автовзгляд» оставляем под каждой из цитат):

«Завязка истории датируется вечером 4-го апреля этого года, когда машина скорой медицинской помощи ГУП «Автокомбинат Мосавтосантранс» прибыла по вызову к одному из выходов со станции московского метро «Люблино». Срочная медпомощь потребовалась избитому в кровь гражданину. Водитель «скорой» припарковал свой спецтранспорт под знаком «остановка запрещена». Других мест для этого поблизости в принципе нет – везде висят «красные кресты на синем фоне». Но «скорая» – это «скорая», не по своей же прихоти заехала под запрет парковки! А вот и нет, как выясняется! Через некоторое время в адрес ГУП пришло «письмо счастья», где черным по белому был прописан штраф в соответствии с частью 5 статьи 12.16 КоАП – «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств». Санкция – 3000 рублей» (материал «Автовзгляд»: «Помощник Москвы» штрафует даже «скорую помощь» на вызове»)

Это карету скорой помощи «щелкнул» «бдительный гражданин».

Пара слов по поводу законности использования «Помощника Москвы»

«…в том, что главным «обвинителем» по делу выступал программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы», в законности использования которого в деле фиксации дорожных правонарушений и выписывания штрафов у юристов есть серьезные сомнения. В частности, потому, что «Помощник Москвы» – всего лишь мобильное приложение, которое может быть установлено на любой практически смартфон, а не специальное техническое средство фиксации нарушений. А ведь только последние, согласно примечаниям к ст. 1.5, 2.6.1 и части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, могут выносить постановления о штрафах. А о том, что ПАК ПМ вообще не является средством автоматической фотовидеофиксации, говорит ст. 26 КоАП. Любопытно, что об этом знают и в ГИБДД, однако предпочитают делать вид, что не замечают откровенной незаконности использования приложения» (Как ГИБДД помогает «Помощнику Москвы» обдирать водителей)

К сожалению, два приведенных примера – это лишь вершина айсберга.

Как будет построена работа в масштабах всей страны? Если учесть, что отзывы по эксперименту в столице у властей в основном положительные, то вряд ли они поменяют стратегию и для более крупного проекта. А значит, ошибочные штрафы продолжат рассылать. К сожалению, во всей этой системе есть так называемый человеческий фактор. Возможно, присутствует азарт или желание отомстить за плохое настроение с утра. При этом кому мстить, не имеет никакого значения. Можно абсолютно всем!

Как бы не превратилось благое дело в игру «Pokemon GO», в которой место Покемонов займут обычные водители.

Как будет работать приложение Народный инспектор

В настоящее время процесс фиксации нарушения правил дорожного движения и подачи заявления от свидетеля события представляет собой сложную и длительную процедуру.

Свидетель должен отправить заявление в ГИБДД и приложить видеоматериалы, затем его вызывают для дачи показаний, затем вызывают нарушителя для опроса. Если он не признает вину, доказать ее довольно сложно. Данные свидетеля сообщаются нарушителю, что не ограждает его от давления.

Существуют множество ситуаций, когда даже представленные фото- и видеоматериалы не убеждают сотрудников полиции в виновности нарушителя и позволяют ему избежать наказания. Он всегда может сказать, что не был за рулем автомобиля в момент нарушения.

Например, к таким ситуациям относится неправильная парковка, выезд на встречную полосу, нарушение рядности движения.

Согласно существующему порядку, фото и видео не являются вескими доказательствами вины.

Внесенный новый законопроект содержит процедуру применения фиксации нарушения и предоставления материалов офицеру полиции для дальнейшей работы.

Мобильное приложение можно будет скачать на официальном сайте госуслуг или ГИБДД. Процедура применения «Народного инспектора» упрощает процесс подачи заявления от свидетеля происшествия. Достаточно отправить файл в базу полиции, подтвердить факт отправки и ожидать решения по возбужденному уголовному делу.

В дальнейшем предполагается прошивать видеорегистратор уже с учетом этого приложения.

Новый закон обяжет сотрудников дорожной службы немедленно принимать меры по полученным видеоматериалам и не разглашать источник информации нарушителю.

Условия для работы приложения «Народный инспектор»

Кроме того, ожидается, что упрощенный порядок составления постановлений о нарушениях станет возможным только в рамках единого программного обеспечения «Народный инспектор», ответственность за разработку которого была возложена на специалистов Ростелекома. И речь идет не только о подвязке к ПО установленных на дорогах приборов, но и предоставлении возможности очевидцам ДТП отправлять сведения о нарушителях.

Проще говоря, после комплексной доработки приложения, которой сегодня активно занимается российская общественная палата, неравнодушные граждане и случайные очевидцы дорожно-транспортных происшествий смогут отправлять снятые на фото и видео подробности различных инцидентов, чтобы в свою очередь помочь или ускорить разбирательство.

Так, данные добропорядочных очевидцев, пожелавших сохранить анонимный статус, будут шифроваться во избежание расправ, мести и прочего самоуправства. А вот возможность использования материалов с видеорегистраторов в настоящее время остается под вопросом.

В прописанных формулировках в КоАП использовать его смогут только пешеходы для фиксации:

  • неправильно выполненных маневров (поворот налево под запрещающий знак);
  • проезда на красный сигнал светофора;
  • непредоставления преимущества пешеходам;
  • парковки и езды по тротуарам и зеленым зонам;
  • пересечения стоп-линии во время ожидания разрешающего движение указателя на дорожной оптике.

В дальнейшем планируется расширять этот перечень, действуя в таком ключе до тех пор, пока в него не войдут все положения из ПДД, если, конечно, техническая база приложения потянет такой функционал.

Не фото и не факт

При этом бывают ситуации, когда активные граждане вместе с сообщением о нарушителе создают неудобства себе, отмечает лидер движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов.

«Первое, во что мы упираемся с реализацией подобных инициатив, — противоречия в законодательстве. На практике это заканчивается тем, что любой гражданин, который присылает фото — факт правонарушения, по итогу получает письмо с пожеланием приехать в ГИБДД и зафиксировать всё самостоятельно, потому как обезличенная жалоба не принимается — для ее опротестования нужен заявитель. Это достаточно серьезно демотивирует граждан проявлять свою гражданскую позицию», — объясняет активист.

парковка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Отзывы самих «народных инспекторов» о подобных приложениях неоднозначны.

«Отснял несколько заявок о парковке на зеленой зоне (ибо достали) в мае прошлого года, заявки висят до сих пор нерассмотренные… А то, как обычно, Татарстан впереди планеты всей, только это всё громкие слова… Задумка, может, и хорошая, но, как всегда, что-то пошло не так», — сообщает пользователь Алексей Воронков.

Минусы и риски

Пока еще непонятно, как правительство будет обеспечивать механизм по проверке сфальсифицированных данных. Кроме того, очевидцы не торопятся оставлять заявки для установки приложения. Чтобы увеличить количество поданной информации от очевидцев, власти Москвы и Подмосковья были даже вынуждены назначить вознаграждение.

Область применения

Прописанные формулировки КоАП ограничивают использование приложения «Народный инспектор» следующими действиями водителей:

  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • езда, парковка по тротуарам и газонам;
  • нарушение правил поворота под запрещающий знак;
  • непропуск пешеходов;
  • пересечение стоп-линии.

На этом фоне закон ущемляет права водителей, их презумпцию невиновности. Автомобилисты не имеют права направлять зафиксированные с помощью автомобильного регистратора данные о нарушениях на дорогах. Данный механизм работает пока односторонне, предоставляя возможность пешеходам «давить» на водителей из личных или корыстных побуждений.

Будут ли реально работать наказания?

Об эффективности работы приложения, действия административных наказаний говорить сложно, поскольку саму систему требуется существенно дорабатывать. Пока что о практическом применении вообще вопрос не стоит.

Дальше планируется увеличить перечень нарушений ПДД до тех пор, пока не будут охвачены все пункты правил дорожного движения. Здесь возникает вопрос о функциональных возможностях самого приложения.

Почему «народные инспекторы» скоро начнут охотиться за автомобилями, как за Покемонами?

Одни называют это явление цивилизованным методом решения споров в правовом поле между гражданами, подкрепляя свое мнение железобетонным  «так в Европе почти все делают». Другие считают это грязным, аморальным действием – из-за спины, втихаря отправлять данные о нарушении «куда следует». Таким образом, один и тот же поступок получил множество оттенков и обрел еще большее количество эпитетов, притом диаметрально противоположных по своему смыслу: от «предательства» и «доносительства» до «осведомительства» – вот как в народе чаще всего называют намеренный или случайный сбор сведений и передачу их третьим лицам.

Обсуждения того, что неравнодушные люди с активной гражданской позицией должны участвовать в общественной автомобильной жизни страны, идут уже довольно давно. Предлагались различные пути решения аварийности на дорогах, в том числе прорабатывался план создания технической системы с возможностью фиксации нарушителей на фото- и видеоаппаратуру с последующей упрощенной отправкой доказательств нарушений в отдел Госавтоинспекции. На основе полученных от «народных инспекторов» данных такого рода настоящие сотрудники ГИБДД после изучения материалов смогли бы оперативно выносить решения об административном наказании, в том числе даже без составления протокола. Соответствующий проект закона был внесен в Государственную Думу в 2017 году и спустя чуть менее 1.5 лет принят в первом чтении: sozd.duma.gov.ru

По мнению разработчиков проекта, просто установив специальное приложение, активные граждане смогут сообщать в органы о таких нарушениях, как проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, несоблюдение правил пересечения железнодорожного переезда, непропуск пешеходов, разворот или движение задним ходом в запрещенных местах, а также остановка или парковка в неположенном месте.

Также в проекте закона оговаривается, что народные инспекторы должны быть зарегистрированы в специальной федеральной государственной информационной системе. Сознательный, но «левый» человек не сможет рассылать «письма счастья» о нарушителях. Помимо этого, подчеркивается, что система будет работать в полуавтоматическом режиме. Доставкой электронной корреспонденции и ее отсеиванием будет заниматься автоматика, а окончательное решение должно быть за инспектором.

Для внедрения автоматизированной части процесса будет разработано соответствующее программное обеспечение, с сопутствующим оборудованием и алгоритмом работы.

Как видно, законодатели вроде неплохо подстраховались. Да и намерение благое, в реализацию которого не грех вложить порядка 3 млрд рублей. Как говорит замглавы МВД Игорь Зубов, слова которого приводит «РГ», «В камбине ожидают, что граждане активно воспользуются возможностью и дороги, как следствие, станут более безопасными».

Действительно, когда по стране начнут ездить миллионы передвижных «мини-камер фото- и видеофиксации», когда любой прохожий сможет, выхватив отточенным движением из кармана смартфон с активированным приложением,  нанести вашему кошельку рану на несколько тысяч рублей, тогда мы, водители, станем аккуратнее. Гораздо аккуратнее. Это факт! И нарушителей на дорогах страны станет в разы меньше.

Не зря положительный опыт показали подобные программы как в странах Запада, так и в Москве и Татарстане, где были запущены обкаточные проекты по налаживанию контактов активист-органы правопорядка.

Презумпция виновности

Сейчас ст. 1.5 КоАП РФ предусматривает отсутствие презумпции невиновности водителей в случае фиксации правонарушений камерами ГИБДД. То есть владельцу автомобиля нужно доказывать, что он не совершал правонарушение, если его уличила камера. Законопроект о «народном инспекторе» содержит правки для этой статьи как раз с целью приравнять сделанную частным лицом видеозапись к видеофиксации ГИБДД. А значит отменить поход общественника к правоохранителям.

Однако в случае камеры Госавтоинспекции речь идет о сертифицированном для конкретных целей приборе, а у «народных инспекторов» будут совершенно разные устройства, совпадающие лишь по базовым общим требованиям. Это может привести к принципиальным ошибкам или неточности при фиксировании тех или иных параметров, считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

камера

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«С учетом нынешних возможностей корректировки любого софта запись в приложении может быть легко подделана, и никто не знает, как проверить эту подделку. Даже если вызвать гражданина, он может сказать, что потерял смартфон и оригинал записи не сохранился. Соответственно, есть только копия в базе Госуслуг. Проблема в том, что граждане за эти видеозаписи совершенно не несут никакой ответственности: как свидетели в административном производстве они не привлекаются, если что, им даже штраф в 1,5 тыс. рублей выписать нельзя. Статуса участника производства по делу они не имеют и, соответственно, по ст. 33 УК РФ не несут уголовной ответственности за фальсификацию доказательств, как, например, сотрудники правоохранительных органов», — объясняет Радько.

По мнению правозащитника, такие нюансы ставят законопослушных автомобилистов в уязвимое положение, что недопустимо с точки зрения законотворчества. Не менее важно, по мнению Радько, что к обработке записей общественников не готовы ни система распространения «писем счастья», как в обиходе называют извещения о штрафах, ни система их обжалования. «У нас до сих пор не всегда инспекторы справляются с обработкой жалоб на фиксацию камер ГИБДД

Встречаются такие ляпы, как тень на обочине, свет фар на встречной полосе — за это водителям приходят штрафы. Кто всё это будет отбраковывать? И что говорить о том трафике, который просто валом обрушится на инспекторов с появлением этого приложения — они просто физически не смогут всё это обработать», — считает адвокат

«У нас до сих пор не всегда инспекторы справляются с обработкой жалоб на фиксацию камер ГИБДД. Встречаются такие ляпы, как тень на обочине, свет фар на встречной полосе — за это водителям приходят штрафы. Кто всё это будет отбраковывать? И что говорить о том трафике, который просто валом обрушится на инспекторов с появлением этого приложения — они просто физически не смогут всё это обработать», — считает адвокат.

На разработку приложения общероссийского «народного инспектора», закупку серверного оборудования и приобретение услуг связи авторы законопроекта планируют запросить из бюджета около 2,7 млрд рублей.

Отучить хулиганить

Предполагается, что штрафы будут оформляться без составления протокола об административном правонарушении. Для этого «народным автоинспекторам» потребуется зарегистрироваться на портале госуслуг, привязать к профилю свои SIM-карту и смартфон и скачать соответствующее приложение. Оно обеспечит передачу видеозаписи правонарушения в ГИБДД. Принципиальное отличие новинки от других подобных приложений в том, что список нарушений ПДД, о которых сможет сообщить инициативный гражданин, практически не ограничен.

Правительство как инициатор законопроекта отмечает, что нововведение создаст условия для реализации «общественного запроса на участие граждан в обеспечении общественной безопасности, повышения уровня безопасности дорожного движения в РФ, снижения смертности и травматизма на дорогах, укрепления доверия россиян к полиции».

приложение

Приложение ПАК «Помощник Москвы»

Фото: Екатерина Кожухова

Сейчас с ограниченным функционалом уже реализованы схожие приложения в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Так, в столице с 2015 года работает приложение ПАК «Помощник Москвы», позволяющее горожанам сообщать о нарушениях правил парковки. Фактически это приложение работает по принципу мобильного комплекса «Паркон»: фото со смартфона бдительного горожанина направляют в диспетчерскую Московской административной дорожной инспекции, где и оформляется штраф виновнику. Приложение нужно скачивать в магазинах App Store или Google Play, минимальные требования для мобильника: чип GPS/ГЛОНАСС, фронтальная камера с разрешением не менее пяти мегапикселей и 50 мегабайт свободного места.

Приложение Народный инспектор – когда и как будет работать?

Официальное приложение «Народный инспектор» может начать свою активную работу и стать доступным для скачивания на официальных сайтах правительства уже совсем скоро. На сегодня есть большая проблема в процедуре подачи жалобы водителя на другого водителя, а привлечь последнего к штрафу удаётся далеко не всегда из-за тонкостей, позволяющих избежать наказания.

Зачем это нужно?

Очевидно, в том числе и для выработки планов по штрафам в ГИБДД. Приложение «Народный инспектор» разрабатывается для того, чтобы любой гражданин, увидев на дороге нарушение ПДД, мог в упрощённом режиме отправить жалобу на нарушающего в ГИБДД, а последня структура без лишних волокит привлечь его к ответственности.

То есть Вы видите, как кто-либо на дороге нарушает: агрессивно себя ведёт, нарушая Правила, припаркован так, что мешает проезду колясок и так далее – и просто отправляете фото или видео в ГИБДД через данное приложение народного инспектора. Если же нарушение зафиксировано на видеорегистратор, то можно будет просто загрузить файл. Но о том, как будет работать народный инспектор, чуть ниже.

В чём проблемы?

История народного инспектора началась уже несколько лет назад. Но для его реализации потребовалась не только достаточно длинное принятие соответствующего законопроекта, как и любого другого, но и определённые трудности. КоАП содержит ряд тонкостей по формальному привлечению нарушителя и по сути не даёт просто взять и наказать любого водителя по фото или видео жалующегося.

Например, на сегодняшний день Вы должны сначала обзавестись фото- или видеодоказательством. Причём, к примеру, нарушения парковки не будут приняты с фотодоказательством, ведь так не видно, что нарушитель именно стоит на месте. То же касается и таких нарушений, как:

  • невключённый поворотник, так как он работает в проблесковом режиме, чего на фото не зафиксировать,
  • выезд на встречку через сплошную (нет доказательств движения по встречной, ведь это мог быть поворот или разворот с другим нарушением),
  • поворот не со своего ряда.

И множество других подобных нарушений. Но даже если Вы предоставите видеодоказательство (его можно загрузить в форму подачи жалобы онлайн), то Вас, вероятнее всего, вызовут в ГИБДД для дачи дополнительных показаний. Нарушителю станут известны все Ваши данные (согласно статье 25.1 КоАП, он имеет право знакомиться с материалами дела, а в них Вы будете фигурировать).

Но даже после этих Ваших «скитаний», водитель просто скажет, что за рулём был не он. Но даже до этого, вероятнее всего, не дойдёт, ведь без веских доказательств вины лица он не может быть привлечён к ответственности. А это не остановка инспектором на дороге – это всего лишь жалоба по фото или видео.

Так, 19 октября 2017 года в Госдуму был внесён новый законопроект о внесении изменений в КоАП в целях реализации плана по внедрению Народного инспектора.