История советского автопрома 30-х годов

Honda Civic

В середине 80-х этот автомобиль можно было часто увидеть на улицах больших городов. В отличие от классики мирового автопрома, представленной в те годы автомобилями немецких автоконцернов, характерной чертой японских авто была частая смена модификаций. Мало кто знает, что Honda Civic, выпущенный в 1983 году, является представителем третьего поколения японского автоконцерна. Он массово производился в течение четырех лет, и впоследствии был заменен более совершенной модификацией, которая была выпущена в 1987 году. 

Отличительной чертой Honda Civic является «живучий» двигатель, отличная техническая «начинка», прекрасная управляемость и маневренность.

ЗиЛ-131

Большая часть полноприводных грузовиков ЗИЛ-131 производства Московского автозавода им. Лихачева предназначалась для нужд Советской Армии. Он выпускался с 1966 по 2002 год и заменил предыдущую модель — ЗиЛ-157.

Базовой версией служил бортовой грузовик с тентом и откидными скамейками в кузове для перевозки штатного войскового состава. ЗиЛ-131 имел грузоподъемность 3.5 тонны, запас хода 630 км и оснащался V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 150 л.с.

Кроме того в конструкции ЗиЛ-131 был применен гидроусилитель рулевого колеса, электропневматический привод включения переднего моста, подключающийся с помощью тумблера на панели приборов. Дополнительно грузовик оснащался лебедкой.

Кроме базового варианта грузовик выпускался в виде седельного тягача, в виде шасси для установки на него топливозаправщиков, автоцистерн, бурильно-крановых установок, множества пожарных и военных специализированных версий. ЗиЛ-131 выпускали в Москве до 1994 года, а затем производство продолжалось на Уральском автомоторном заводе в Новоуральске Свердловской области до 2002 года.

Nissan 300ZX

Отличительной чертой этого автомобиля, сошедшего с конвейера в 1984 году, стал оригинальный дизайн, отдаленно напоминающий классические спорткары. Несмотря на то, что с внешним видом производители Nissan 300ZX несколько перемудрили, это ничуть не помешало ему вписать свое имя в мировую историю. Во многом это стало возможным благодаря ряду внедренных технологий, которые оказались весьма инновационными для своего времени. В частности, инженеры автоконцерна Nissan разрабатывали его, основываясь на прогрессивной для 80-х годов технологии CAD. Это был один из первых авто в истории, в разработке которого активно применялись компьютерные технологии. 

Концерн Nissan стал первой в мире автомобильной компанией, которая начала проектировать авто на компьютере. Кроме того, Nissan 300ZX обожали за его полный привод и трехлитровый двигатель.

ЗАЗ-968М «Запорожец»

В 1979 году появилась еще одна модернизация — ЗАЗ-968М, которая обладала прямоугольными задними фонарями вместо круглых, новой выпуклой панелью передка со срединной черной полосой и надписью «968М», а также прямоугольными указателями поворотов. Кроме того на эту модификацию наряду с базовым устанавливался 50-сильный двигатель МеМЗ-968БЭ.

Конструктивно была изменена система охлаждения двигателя, где воздух стал поступать через штампованную решётку в крышке капота: «уши» были заменены на небольшие «жабры», где правая решетка использовалась для впуска воздуха, а левая — для выпуска.

Интересные факты о первом автомобиле. Кто и когда придумал первый автомобиль – интересные факты из истории мирового автопрома

Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на бензине, придумали в 1886 году в Германии. Мир увидел сразу два механизма, созданных разными изобретателями независимо друг от друга.Так, дуэт Готлиба Даймлера с Вильгельмом Майбахом представил четырехколесный самоходный экипаж, а Карл Бенц получил патент на трехколесное транспортное средство.

Эволюция автомобильного двигателя

Появление автомобилей было бы невозможным без изобретения двигателя. А самые первые прототипы самоходных повозок были оснащены паровыми двигателями. Для управления требовалось два человека:

  • водитель , следящий за рулем;
  • шофер , отвечающий за закладку топлива.

К сожалению, первые машины были либо слишком громоздкими, либо постоянно нуждались в пополнении запасов топлива. Поэтому этот тип механизмов не получил широкого распространения в качестве личного средства передвижения. Хотя большие грузовики на паровых движителях просуществовали почти до двадцатых годов прошлого столетия.

В самом начале девятнадцатого века придумали первый поршневой двигатель. А в шестидесятых годах и первые ДВС (двигатели внутреннего сгорания). Изначально в качестве топлива использовали исключительно газ.

Но уже спустя несколько лет начали появляться прототипы и на жидком топливе. Но только в 1880 году русский ученый О.С. Костович создал первый двигатель на бензине с карбюратором .

Как развивалось автомобилестроение

Массовый выпуск автомобилей начался в Германии Карлом Бенцом, но это не остановило других изобретателей и разработчиков:

  • 1888 г. – начался серийный выпуск Motorwagen компанией Benz & Company в Германии, а спустя несколько месяцев и во Франции, но уже по лицензии.
  • 1889 г. – создание в Италии компании FIAT и выпуск первого автомобиля под той же маркой.
  • 1890 г. – Майбах и Даймлер основали акционерное общество DMG, и спустя два года был продан первый Daimler.
  • 1894 г. – DMG выкупил англичанин Ф. Симмс, а компания стала официальным поставщиком авто для британской короны.
  • 1898 г. – выпуск первых Renault во Франции.
  • 1905 г. – Г. Форд придумал свой концепт самоходного механизма и запустил его массовое производство в 1916 г.
  • 1905-1907 гг. – изобретение автомобилей японскими конструкторами.
  • 1917 г. – старт продаж японских Mitsubishi, механика которых была полностью скопирована с итальянского бренда FIAT.
  • 1924 г. – начало автомобилестроения в СССР.
  • 1926 г. – слияние компаний Benz & Company и DMG под руководством будущего знаменитого основателя компании Porsche и выпуск новой улучшенной марки автомобилей Mercedes-Benz.
  • 1946 г. – советский автопром выпустил первый в мире «бескрыльный» кузов.

Женщина и автомобиль

Мало кто об этом знает, но одну из главных ролей в популяризации автомобиля, как личного транспортного средства сыграла жена Карла Бенца Берта . Она совершила первый в мире заезд длиной более чем в сто километров в компании своих детей. Сведения историков о причинах, побудивших ее на такое путешествие, разнятся.

Согласно одной из версий фрау Бенц просто решила навестить свою мать тайком от мужа. А вот вторая версия гласит, что Карл хотел совершить первый заезд со всей семьей, чтобы разрекламировать свое изобретение. Но спустя всего пару километров транспорт заглох из-за засорившегося шланга для подачи топлива.

Это привело к тому, что глава семейства в гневе ушел домой, бросив машину посреди дороги. Но его находчивая жена использовала для прочистки длинную заколку из прически, а потом самостоятельно завершила запланированное путешествие. Подробнее о первой автоледи.

Но какая бы из историй не являлась правдивой, это событие по-прежнему считается одним из самых важных в развитии автомобиля. Потому что до этого общественность с недоверием относилась к самодвижущимся экипажам.

Порядок ввоза

Растаможка на льготных условиях возможна по программе переселения. Тогда вообще не имеет значения, на какой машине переселенец, въезжает на территорию России.

Стоимость растаможки составляет около 10 тыс. евро. Она может быть больше при существенном объеме двигателя машины. Например, затраты на легализацию автомобиля Cadillac Eldorado 1972 г. выпуска с объемом двигателя 8.2 л. могут доходить до 20 тыс. евро.

Отдельно можно перевезти двигатель и другие агрегаты. На всё необходимо оформить сопроводительную документацию – декларацию, сертификат, а также справку о соответствии ТС экологическим стандартам, принятым в РФ.

Предварительно следует заявить таможенную стоимость, которая не должна быть меньше цены наименования, обозначенной в каталоге. Специалисты не рекомендуют ввозить раритетную машину по запчастям, так как легализовать ее уже в России будет сложнее.

Специалисты таможенной службы проверяют узлы автомобиля, сверяют номера на агрегатах, в том числе VIN. На старых автомобилях он может отсутствовать либо со временем исчезнуть из-за ржавчины. Тогда потребуется дополнительная экспертиза.

Калькулятор

Предварительную стоимость машины, в том числе для девушки, можно рассчитать по калькулятору.

Потребуется указать следующие параметры:

  • стоимость автомобиля (прописывается в договоре купли-продажи);
  • тип двигателя и его объем;
  • возраст автомобиля;
  • статус владельца (гражданин или юридическое лицо).

Депозит лучше оформлять с запасом, так как остаток все равно вернут владельцу, независимо от суммы переплаты.

Документы

Для оформления потребуется предоставить:

  • договор купли-продажи машины;
  • ПТС иностранного образца;
  • сертификат о том, что машина считается культурной ценностью (если гражданин не собирается оплачивать таможенный сбор);
  • сертификат, подтверждающий оплату депозита;
  • документы от эксперта (при необходимости);
  • справку о том, что машина не представляет собой культурной ценности.
  • паспорт импортера – физического лица или доверенность от имени компании, документы представителя юридического лица.

В результате осмотра машины таможенный специалист оформляет акт, в котором, в том числе, указываются выявленные недостатки.

Если в течение полугода по автомобилю не будет юридических и фактических продвижений, то машина будет реализована на внутренних торгах вне зависимости от желания владельца. За счет вырученной суммы будет компенсированы таможенные расходы.

Довоенные и послевоенные модификации

Грузовой автомобиль ЗИС-5 получил популярность не только использованием техники в военное время, но и наличием довоенных / послевоенных моделей. 
К основной довоенной технике, построенной на базе шасси 3-тонника, стоит отнести:

  • ЗИС-6 — машина с шестью колесами и колесной формулой 6х4. Отличается повышенной проходимостью. Грузоподъемность — 4 тонны при поездках по хороших дорогах и 2,5 т при движении по бездорожью. Машина производилась в период с 1934 до 1941 года, а общее количество— около 21,2 тысяч. В начале войны на грузовик ставились установки БМ 13 / 8. На грузовике предусмотрендвигатель ЗИС-5 и классическая трансмиссия. Общее количество выпущенных авто — около 21 000. 
  • ЗИС 8 /16/16С — автобусы, собранные на базе ЗИС-5, но имеющие собственное шасси. К примеру, шасси ЗИС-8 имело более удлиненную базу и имело длину 4,42 метра. Такая особенность потребовала монтажа дополнительного вала и промежуточной опоры в кардане. Напряжение бортовой сети было повышено до 12 В. На моделях 16 и 16С использовались модернизированные двигатели с увеличенной степенью сжатия и мощностью до 88 лошадиных сил.
  • ЗИС-10 — седельный тягач, выпускался в течение четырех лет — с 1938-го до 1941-го. Всего было сделано около 770 машины, в том числе четыре опытных варианта в 1935-м. Колесная база такая же, как у ЗИС-5. Тягач мог перевозить до 3,5 т, а с полуприцепом — до 6 т. Емкость бака составляла 65 л, а расход — около 38 л на «сотню». Этого объема хватало на преодоление 170 км.
  • ЗИС-11 — пожарный автомобиль с удлиненным шасси, впускаемый три года (с 1934 до 1936 включительно). Всего было выпущено с конвейера немногим больше 3000 единиц. Здесь использовалась такая же колесная база, как в ЗИС-8. Из особенностей стоит выделить наличие рессор с грузовик и электрику на 6 В. Главной особенностью стало наличие бака на 60 л, усиленная система  охлаждения мотора, а также еще одна коробка в трансмиссии.
  • ЗИС-12 — грузовая машина с колесной формулой 4х2 и более длинным шасси. Она также могла перевезти до трех тонн груза, но технически мало отличалась от «шестерки».
  • ЗИС-32 — полноприводный грузовой автомобиль с формулой 4х4. В 1941-м выпущено около 150 машин. Главной особенностью стала трансмиссия, увеличенный бак и, соответственно, больший запас хода до 330 км. 
  • ЗИС-13 — газогенераторная машина, созданная на более длинной базе и работающая на дереве. Имела базу 4,42 м и мощность 45 лошадиных сил. Машина могла перевозить до 2,5 тонн. В период с 1936-го до 1939-го удалось выпустить около 2600 авто.

Что касается послевоенных модификаций, стоит выделить следующие машины:

  • ЗИС-19 — самосвал, выпускаемый в два периода (до войны) и после не. Во втором случае время производства — с 1947 до 1949.
  • ЗИС-21 — газогенераторный вариант грузовика, работающий на чурках из дерева. После войны выпускался на заводе Урал. Всего было сделано немногим более 15 000 единиц.
  •  ЗИС-50 — одна из военных модификаций грузовика, которая стала переходной моделью для ЗИС-150. Всего за два года с 1947 по 1948 удалось выпустить около 14 000 единиц.
  • ЗИС-ЛТА — машина-лесовоз на полугусеничном ходу с повышенной проходимостью. Создана в 1949-м. Здесь применялись узлы и агрегаты КТ-12.
  • УралЗИС-5М — грузовик, сохранивший особенности военной версии. Имеет оптимизированную тормозную систему, более современную оптику.
  • УралЗИС-355/355В. Появился в 1956-м, сочетал в себе много технических решений на тот период.
  • УралЗИС-355М — последняя модификация трехтонки, которая производилась с 1958 года. 

Ретро сегодня

В наши дни ретро автомобили выглядят потрясающе. Наполированные, яркие, сверкающие хромированными деталями цепляют взгляды. Их можно увидеть в музеях и на выставках. Особенно частные коллекции пестрят разнообразием уникальных экземпляров.

В «Золотой век» автомобили показывали достаток и положение своих владельцев. Обладатели самых редких образцов, как правило, сказочно богаты. Сегодня почти ничего не изменилось, кроме стоимости авто.

Ценник за некоторые экземпляры исчисляется в миллионах долларов. Например, Bugatti 41 Royale 1926 г. в., с двигателем на 12,7 литра и 300 л. с., развивая скорость до 197 км/ч был продан в Лондоне за 15,7 млн. долларов. Bugatti всегда отличались баснословной целой.

Конечно, в первозданном виде их единицы и выглядят они потрепанными. Но после реставрации и рестайлинга, особенно с учетом новых технологий, от них невозможно оторвать взгляд. А когда понимаешь сколько лет этой машине, и кто мог сидеть за рулем этого автомобиля, вообще приходишь в благоговейный восторг!

Toyota Land Cruiser (J80)

До появления «восьмидесятки» Land Cruiser в основном был обычным внедорожником-трудягой, перевозившим военных или представителей ООН в «горячих» точках мира. Но всё изменилось в 1990 году, когда мир увидел этот большой, комфортабельный и просторный автомобиль. Land Cruiser 80 приобретался многими уже как солидный и роскошный внедорожник. Недаром именно на его основе был выпущен первый Lexus LX. В следующем году представительный рамный японский вездеход, который оснащался бензиновыми и дизельными рядными «шестёрками» объёмом от 4 до 4,5 литров, тоже официально станет олдтаймером.

Opel Ascona

Кто бы, что ни говорил об автомобилях марки Opel, мол, они подвержены агрессивной коррозии, и вообще отличаются некачественной сборкой, именно эти авто стали пионерами среди иномарок, которые первыми попали в Советский Союз. 

Opel Ascona пользовался бешеным успехом в нашей стране. Первым Opel, которому удалось завоевать признание миллионов советских граждан, стал Vectra – классический представитель первого поколения линейного ряда. Но мало кто знает, что грандиозная история концерна началась с выпуска его предшественника – Ascona, который продавался в трех различных модификациях – седан, хэтчбек и купе. В некоторых больших городах все еще можно встретить раритетный четырехдверный Opel. Вариация Opel Ascona выпускалось в период с 1981 по 1988 гг.

Технические особенности автомобилей 30-х годов

Тридцатые годы – время мощных двигателей. Особенно популярны были восьмицилиндровые рядные и двенадцати-, а то и шестнадцатицилиндровые агрегаты с V-образным расположением цилиндров. Наиболее мощные моторы могли выдавать более 200 л.с. Именно поэтому капоты большинства автомобилей тех лет были огромных размеров. Любопытно, что даже если на авто ставился двигатель маленького объема, капот все равно делали очень длинным в дань моде.

К концу десятилетия стали появляться модели с независимой передней подвеской. Разумеется, это давало возможность изменить компоновку агрегатов. Так, моторы стали смещать вперед и вниз – под ними находилась неподвижная поперечная балка передней подвески. Как следствие, сместилась вперед и радиаторная решетка, теперь она выступала перед крыльями и выглядела более эстетично.

В салоне также произошли изменения: сидения удалось сдвинуть вперед, благодаря чему впервые в истории автомобилестроения появилось багажное отделение, интегрированное в кузов. В багажник перекочевало запасное колесо, которое до это крепилось снаружи автомобиля.

В целом, кузов автомобиля стал более пропорциональным. К примеру, уменьшилась его высота. Задний ряд сидений также переместился вперед и уже не располагался прямо над задним мостом как ранее, что дало возможность сделать подушку сидения ниже. Пол в салоне также опустился на несколько сантиметров.

К концу 30-х годов исчезли из серийного производства все виды открытых кузовов – родстеры и фаэтоны

Москвич-402 / -407

Первый советский легковой автомобиль периода «оттепели», который полностью создали советские инженеры. Производство этой модели началось в 1956 году. Всего за два года было выпущено 87 658 экземпляров.

По сравнению с предшественником «Москвич-402» имел более современный экстерьер и более совершенный по конструкции кузов. Автомобиль получил отдельный багажник с наружным доступом, гнутые лобовое и заднее стёкла, высокий уровень внутренней отделки, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами и 12-вольтовое электрооборудование, а также много других нововведений. Комплектовался двигателем М-407, который работал совместно с механической 3- и 4-ступенчатой КПП.

Первая модификация автомобиля произошла в 1958 году. Измененный автомобиль получил название «Москвич-407» и усовершенствованный двигатель мощностью 45 л.с. Полумиллионным автомобилем МЗМА, сошедшим с конвейера в декабре 1960 года, стал именно «Москвич-407». Несколько лет подряд половина всех «Москвичей-407» уходило на экспорт, в т.ч. во Францию, Бельгию, Скандинавию, Финляндию, Англию и другие страны.

В 1962 году вышла переходная модель «Москвич-403», которая имела другую подмоторную раму и конфигурацию моторного отсека. В этой модели также применялись новые агрегаты, которые были разработаны для нового «Москвича-408».

На базе «407-ой» модели были выпущены полноприводный седан «Москвич-410 (410Н)» и полноприводный универсал «Москвич-411». Эти советские автомобили повышенной проходимости были ориентированы для нужд сельских жителей. На автомобили установили шины увеличенной размерности 6.4-15 дюймов с «зубчатым» рисунком протектора, а дорожный просвет увеличили до 220 мм.

Продукция Горьковского автозавода

Горьковский автомобильный завод был сформирован в 1932 году. Первоначально завод занимался сборкой грузовиков Ford, но уже в первый год существования предприятия на фордовском шасси был собран первый прототип отечественного автобуса. В дальнейшем в серию пошел другой автобус на базе Ford, получивший ободначение ГАЗ-03-30. В 1933-м году завод начал производить пикапы ГАЗ-4 и седаны ГАЗ-6.

На Горьковском автозаводе в начале 30-х годов было освоено производство первого советского легкового автомобиля массовой конвейерной сборки ГАЗ-А. Модель выпускалась с 1932 по 1936 год.


ГАЗ-А

Наиболее интересным довоенным автомобилем Горьковского автозавода был седан ГАЗ-М-1, разработанный на основе американского Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года с четырёхцилиндровым мотором. Документация на производство была получена от Ford, но подготовить автомобиль к производству было поручено советским конструкторам.


ГАЗ-М-1

Первые опытные образцы были собраны на заводе в начале 1935 года. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 году. Массовый выпуск начался в мае того же года. В общей сложности было собрано 2524 машины. Впервые в истории советского автомобилестроения в ГАЗ-М-1 был применен цельнометаллический кузов.

Буква «М» в индексе модели появилась в честь главы правительства СССР Вячеслава Михайловича Молотова, чье имя носил в то время автозавод, а единица обозначала порядковый номер модели.

«Эмка», как принято было называть автомобиль в обиходе, оставила в истории как позитивный, так и негативный след. С одной стороны, автомобиль нашел широкое применение в качестве транспортного средства командного состава в период Великой Отечественной, с другой, будучи ведомственным автомобилем НКВД, стал символом арестов и репрессий тридцатых годов.

Личный автомобиль

В Союзе, как и в Европе, автомобиль был символом достатка, приобрести его мог не каждый. В довоенное время за рулем чаще встречались профессиональные шоферы от государственных учреждений. А вот после войны начали выпускать «Москвич-400» именно для личного пользования.

Это очередной прототип. Образцом был немецкий Opel Kadett 38 и был выбран лично товарищем Сталиным. Первый такой аппарат сошел с конвейера в 1946 году и стоил около 9 000 рублей. На него могла накопить простая советская семья со средним достатком  за два-три года.  И трава была зеленее, и солнце ярче, ну вы поняли.

Победа

Также в то время, 1946—1958 гг., массово выпускалась «Победа». И это был образец первого крупносерийного выпуска. Детище Горьковского автомобильного завода стало новым этапом не только в советском, но и в мировом автомобилестроении.

Стоило это новшество автомобильной индустрии около 16 000 рублей. Позволить себе мог не каждый советский гражданин, но и предназначались эти машины в основном для чиновников высокого ранга.

В тот же период «Победу» отправляли на экспорт, сначала главным образом участникам «Варшавского договора», а после уже и в другие страны. Так в 1958 году в Польше выпустили точную копию под названием «Warszawa».

Китайцы, например, просили красить кузов в серый цвет, а руль делать синим – у них это считается счастливой комбинацией оттенков.

Как использовали ЗИС-5 на войне и в мирной жизни

Благодаря большому количеству модификаций, грузовик получил широкое распространение в военное и мирное время.
Во время войны они использовались для решения следующих задач:

  • Перевозка грузов военного назначения и инженерной техники.
  • Выполнение роли артиллерийских тягачей.
  • Радиотехническая станция с дальностью действия до 1000 км.
  • Автомастерские для ремонта транспорта.
  • Машины службы горючего, оборудованные емкостями с топливом. Оборудовались специальными насосами или шли без них.
  • Аэродромный и аэростатный транспорт.
  • Инженерная автотехника.
  • Грузовики химической службы.
  • Пулеметно-пушечные машины.
  • Санитарная и штабная техника.

Во время войны было предложено и много альтернативных вариантов. К 1933-му году количество выпускаемых машин достигало 65 в день. 

В мирной жизни автомобиль ЗИС-5, как правило, использовался для перевозки грузов, в качестве машины-молоковоза, для перевозки топлива и решения других задач. Здесь многое зависело от применяемой надстройки вместо кузова. 

VW Golf Country

Сегодня мы назвали бы его кроссовером или даже внедорожником. Однако, эта приподнятая над землёй и посаженная на раму полноприводная версия Country «Гольфа» второго поколения 30 лет назад мало кого заинтересовала. Хэтч повышенной проходимости был построен на базе стандартного 98-сильного Golf CL Syncro и собирался с мая 1990 года по декабрь 1991 года на мощностях предприятия Steyr-Daimler-Puch в Граце. Офроуд-версию отличал увеличенный до 18 см дорожный просвет, трубчатая рама под кузовом и дополнительная защита моторного отсека. Запасное колесо на внедорожный манер вешали снаружи сзади на специальное крепление. За 18 месяцев было произведено 7 735 таких машин.

Ретро автомобили СССР

Советский союз не отставал от европейских и американских лидеров производства автомобилей. Правда больше развивая направление в сторону производства автобусов и грузовиков для государственного пользования и гаражей предприятий.

Так первый серийный грузовик АМО-Ф-15 начали производить в Москве в 1924 и выпускали до 1931 года. Незатейливая конструкция и простота использования покорили совковые сердца рабочих и профессиональных водителей. Грузовик начали выпускать массово.

Эта модель была копией итальянского Fiat 15TER. Это один из первых лицензированных прототипов для советского автопрома. До 30-х годов автопром СССР не играл большой роли в мировом автомобилестроении.

Но в следующие 15 лет вошел в первую десятку мировых производителей легковых авто, а грузовых – вторым в мире (на первом была Америка).