Ваз (lada) в ижевске

Открытые вакансии ООО «ЛАДА Ижевск»

Инженер-электроник&nbsp

Обязанности:

Обеспечение технической эксплуатации, бесперебойной работы контрольно-измерительных приборов.

Выполнение ремонтных работ, калибровка, замена компонентов, пайка.

Подготовка к поверке средств измерений, содержащих электронные компоненты.

Аттестация, модернизация испытательного оборудования.

Разработка годовых планов и графиков работы.

Разработка и внедрение приспособлений для калибровки средств измерений.

Разработка и выполнение планов внедрения новых средств измерений.

Составление заявок на контрольно-измерительные приборы и запасные части.

Участие в разборе случаев брака по причине несоответствия средств измерений.

Требования:

Образование высшее техническое.

Уверенный пользователь ПК (Word, Excel).

знание радиоэлектроники

Условия:

Постоянная работа, полный день, работа на территории работодателяОформление, отпуск, больничный и пр. по ТКВозможность профессионального и карьерного роста

Отправить резюме

Слесарь механосборочных работ&nbsp

Обязанности:

Работа на конвейере. 

Сборка и регулировка простых узлов и узлов средней сложности с применением специальных приспособлений.

Требования:

Ответственность, стрессоустойчивость.

Готовность к монотонному физическому труду.

Условия:

Оформление согласно  ТК РФ.

Дополнительно:

Опыт работы, профильное образование и знание устройства автомобиля —  желательны.

Прием на конкурсной основе.

Отправить резюме

Сварщик на машинах контактной (прессовой) сварки с применением сварочных клещей&nbsp

Обязанности:

Выполнение технологических операций на контактных и точечных сварочных машинах с применением сварочных клещей.

Требования:

Ответственность, стрессоустойчивость.

Готовность к монотонному физическому труду в режиме конвейера.

Условия:

Постоянная работа, сменный график, работа на территории работодателя.                           

 Оформление по ТК РФ.

Дополнительно:

Опыт работы и профобразование — желательны.

Прием на конкурсной основе.

Отправить резюме

Оператор механизированных и автоматизированных складов&nbsp

Обязанности:

Доставка комплектующих изделий на производство, комплектование

Требования:

Наличие действующего удостоверения водителя погрузчика; 

тракториста-машиниста — желательно.

Условия:

Оформление согласно ТК РФ

Сменный график

Дополнительно:

Ответственность, готовность к физическим нагрузкам.

Отправить резюме

Слесарь-инструментальщик&nbsp

Обязанности:

Сборка, ремонт и обслуживание прессформ.Слесарная обработка деталей с применением универсальной оснастки.Разметка и вычерчивание фигурных деталей(изделий). Доводка и рихтовка изготовляемых изделий. Изготовление сложных приспособлений совместно со слесарем-инструментальщиком более высокой квалификации 

Требования:

Знание технического оборудования, умение читать чертежи.

Образование среднее специальное, техническое

Условия:

Срочный трудовой договор.

Дополнительно:

Опыт работы желателен.

Прием на конкурсной основе.

Отправить резюме

Штамповщик&nbsp

Обязанности:

Штамповка деталей из металла на автоматических, полуавтоматических линиях, на линиях «традиционной штамповки».

Холодная штамповка простой и средней сложности деталей из металлов различного профиля и неметаллических материалов. Проверка изготовленных деталей по образцу или шаблонам.

Соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины; соблюдение мер безопасности труда; поддержание порядка; соблюдение пожарной безопасности на порученном участке работы.

Требования:

Средне-техническое образование приветствуется.

Готовность к монотонному физическому труду.

Условия:

Работа постоянная, на территории работодателя, полный рабочий день, оформление согласно ТК РФ.

Дополнительно:

Опыт работы  и профобразование  — желательны.

Прием на конкурсной основе.

Отправить резюме

Электрогазосварщик&nbsp

Обязанности:

Резка и сортировка металлоотходов, работа с электро-, пневмо-, слесарным инструментом.

Должностные обязанности работника определяются должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми в организации.

Работник обязан выполнять требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

Требования:

Удостоверение/диплом электрогазосварщика

Условия:

Оформление согласно ТК РФ

Отправить резюме

Рихтовщик кузовов&nbsp

Обязанности:

Работа на конвейере.

Правка под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов автомобилей с помощью инструмента для правки.

Требования:

Опыт работы.

Ответственность.

Условия:

Оформление согласно ТК РФ

Отправить резюме

LADA Ижевск: 55 лет истории

21 октября 2020 г.

21 октября 2020 года LADA Ижевский автомобильный завод, входящий в Группу АВТОВАЗ, отмечает свой 55-летний юбилей: в этот день в 1965 году был подписан приказ об организации автопроизводства в Ижевске.На строительстве автозавода работали люди и техника из 22 городов СССР, впервые в стране при строительстве корпусов были использованы вертолеты. Генеральным подрядчиком оснащения Ижевского автозавода выступила французская государственная компания Renault.Производство автомобилей в Ижевске началось с модели «Москвич-408»: первый седан был собран в декабре 1966 года. В дальнейшем в модельный ряд вошли «Москвич-412», Иж-2125 «Комби» (первый советский лифтбек), Иж-2715 (первый советский легкий коммерческий фургон), Иж-27151 (пикап), Иж-2126 «Ода». В начале 2000-х было подписано соглашение с АВТОВАЗом о производстве в Ижевске моделей LADA: здесь выпускались LADA 2106, 2104 и 2107. В 2011 году предприятие вошло в состав Группы АВТОВАЗ. Это событие дало мощный импульс развитию Ижевского автозавода: в 2012 году стартовало производство седанов LADA Granta, в 2014 году – лифтбеков Granta; также был налажен выпуск автомобилей на платформе Альянса Renault-Nissan.25 сентября 2015 года с конвейера LADA Ижевск сошел первый серийный автомобиль LADA Vesta. Для этого проекта в прессовом производстве появилась роботизированная линия особо крупной штамповки, с нуля был построен цех литья пластиковых комплектующих, появился новый цех для сварки кузовов Vesta, модернизировано производство окраски и сборочный конвейер.В 2017 году семейство Vesta пополнилось двумя моделями – LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. Именно Vesta SW Cross стал 5-миллионным ижевским автомобилем, выпущенным в декабре 2017 года. 25 апреля 2018 года началось производство седана LADA Vesta Cross. К настоящему моменту реализовано более 450 тысяч LADA Vesta всех модификаций. Модель уверенно входит в первую тройку самых продаваемых автомобилей в России, среди ее профессиональных наград – 5 премий «Автомобиль года в России» и 5 премий «Золотой Пегас» по итогам Гран-При журнала «За рулем». Лидирует LADA Vesta и в российском автоспорте: пилоты команды LADA Sport ROSNEFT стали чемпионами в личном и командном зачетах в классах «Туринг» и «Супер-Продакшн» по итогам сезона 2020 года.В день 55-летия автозавода LADA Ижевск состоятся два мероприятия: торжественное открытие мемориальной доски, посвященной основателю предприятия Д.Ф. Устинову, и автопробег по улицам Ижевска. В одной колонне с автомобилями из заводского музея проедут новейшие LADA Vesta – наследники и продолжатели 55-летней истории Ижевского автозавода.
вернуться

Метки

Полезные советы (660)Тюнинг (351)ГИБДД (317)ПДД (196)Пикап (167)Автобусы (164)Рейтинг (164)кроссовер (157)Штрафы (156)Перевозки (149)ГАЗ (130)Грузовик (114)Грузовики (113)УАЗ (111)АВТОДОМ (109)Внедорожник (106)КЕМПЕР (105)КАМАЗ (97)История (96)Автобус (95)Toyota (92)Автомобиль (91)Электромобиль (91)Цены (89)Volkswagen (82)МАЗ (81)FORD (80)BMW (78)Mercedes (71)Бензин (71)Tesla (69)Hyundai (68)Фургон (67)Mercedes-Benz (62)Автомобили (61)СССР (59)Советский (58)Scania (58)Технологий (58)Минивэн (58)Porsche (57)Шины (57)гибрид (56)ЭЛЕКТРОБУСЫ (54)ОСАГО (51)Renault (51)гаи (49)Обман (49)Lamborghini (48)Тягачи (47)Volvo (47)Самосвал (46)Закон (45)дороги (45)Штраф (45)Ferrari (44)MAN (44)Ремонт (43)ФУРГОНЫ (43)Электрокар (42)

СОШЕЛ С ОРБИТЫ

К началу 1990-х в Ижевске ценой неимоверных усилий сумели-таки разработать и довести до конвейера собственную модель — ИЖ-2126 «Орбита». Автомобиль остался заднеприводным, но все же был заметным шагом вперед по сравнению с базовой моделью «Москвич-412», выпускавшейся аж с 1967 года. Первая партия хэтчбеков сошла с конвейера весной 1991-го.

А дальше — развал СССР, разрыв хозяйственных связей, эпоха свободных цен. Сказать, что Ижевский автозавод оказался к этому не готов, — значит не сказать ничего. Юридически он даже не существовал, а был всего лишь не самым большим подразделением огромного, неповоротливого почтового ящика, где работало больше 100 тыс. человек! И если остальные автозаводы страны акционировались уже в 1992 году и пытались выплыть самостоятельно, то Ижевский — героически тонул вместе со всем производственным объединением «Ижмаш».

«Орбиту» в массовую серию запустить не удалось, а кому нужны архаичные «четыреста двенадцатые», когда стали доступны новые вазовские «семерки» и «девятки» да и приличные подержанные иномарки! К середине 1990-х выпуск автомобилей в Ижевске упал катастрофически — до 5 тыс. машин в год; конвейер простаивал месяцами, большая часть квалифицированных кадров с тонущего предприятия ушла. А что делать, если зарплату не выплачивают по полгода?

В 1996 году предприятие наконец-то вывели из состава холдинга «Ижмаш», формально оно стало самостоятельным. Правда, называлось странно: ДАО «Ижмаш-Авто». ДАО — дочернее акционерное общество, все его акции принадлежали оборонщикам

Но это не важно, зато завод получил возможность искать партнеров (в том числе зарубежных), предлагая им стать акционерами предприятия. Тогда, в 1997–1998 годах, в город начали наезжать иностранные гости

Более того, были подписаны меморандумы сразу с двумя зарубежными и одной российской компанией, да еще какими! С фирмой «Хёндай» согласовали проект сборки до 250 тыс. «акцентов» в год; хотели развернуть и производство моторов — до полумиллиона штук. С концерном «Фольксваген» практически договорились собирать в Ижевске две модели «Шкоды» — «Фелицию» и «Октавию»; по этому поводу в декабре 1998 года даже было подписано российско-чешское межправительственное соглашение.

АВТОВАЗ обещал помочь развернуть полноценное производство «Орбиты» (и поставлять для нее моторы), а также перенести в Удмуртию сборку «Нивы». Увы, ничего не сложилось. В Ижевске собрали всего 200 седанов «Хёндай-Акцент» и 50 вседорожников ВАЗ-2121, а «Шкода» сюда даже не доехала. Еще бы, в России бушевал экономический кризис, спрос на автомобили упал, так что вполне хватало мощностей уже существующих заводов. До новых ли проектов! Ижевский автозавод снова оказался практически на грани закрытия… И вдруг спасение пришло, откуда не ждали, — из Самарской области.

Архив моделей марки Izh

История «ИжАвто»

Производство автомобилей на заводе «Ижмаш» в Удмуртии было начато в апреле 1966 года. Уже в декабре 1966 года на «Ижмаше» был собран первый Москвич-408, разработанный на заводе им. Ленинского комсомола Москвы. Всего в период становления на заводе в 1966 с конвейера сошло 300 автомобилей Москвич-408. Модернизированная модель Москвич-412 появилась на конвейере в декабре 1967 года, и до конца этого года «Ижмаш» собрал 204 автомобиля. Конструкторский коллектив завода разработал свои модернизированные модели Иж-2125 комби и Иж-2715 фургон. В 1971 году вступили в строй последние основные и вспомогательные автомобильные цеха «Ижмаша». На заводе было установлено около 5000 различных станков и дополнительного оборудования, конвейеры «Ижмаша» имели общую длину более пятидесяти километров. Наиболее трудоемкие процессы — сварку и покраску узлов автомобиля делают роботы и автоматические поточные линии.

В октябре 1977 года коллектив завода отпраздновал сошедший с конвейера миллионный автомобиль. Разработанная конструкторами завода новая модель Иж 2126 встала на конвейер в 1991 г. В начале 90-х завод выделился в отдельное предприятие «ИжмашАвто». Лидирующей моделью на «Ижмаше» был хэтчбек Иж 2126, который получил новое имя «Ода» и выпускался в виде нескольких модификаций. Выпускал завод и грузовики — пикап Иж 27171 и фургон — ИЖ 2717. В 2005 году выпуск собственных моделей «ИжАвто» был прекращен, началась промышленная сборка автомобилей KIA Rio и Spectra, а в 2007-м запущено производство внедорожника Sorento. Заводской коллектив делал несколько попыток запустить сборку чешской модели Skoda, но из-за многочисленных организационных и технических трудностей пришлось отказаться от сотрудничества.

В результате значительного спада продаж, вызванного мировым кризисом 2009 года, компания «ИжАвто» полностью остановила производство автомобилей и была объявлена банкротом. В 2010 году дела в компании начали постепенно налаживаться. После годового простоя основное оборудование было расконсервировано, появился план производства на будущее. Спустя год компания налаживает производство ВАЗ 2107 , затем на конвейер встала ограниченная партия KIA Spectra и Sorento. В июле 2012 года на заводе Иж стартовала сборка Lada Granta, для этого в организацию производства было вложено 1.36 млрд. руб. В этом же году завод полностью остановил выпуск «четвёрки» ВАЗ 2104, тем самым поставив точку в истории ВАЗовской «Классики». Начиная с сентября 2015 года «ИжАвто» начинает серийное производство российского бестселлера Lada Vesta . 19 июня 2017 года была выпущена 100-тысячная «Лада Веста».

Сегодня в нашей стране собирают несколько десятков моделей иностранных марок, причем среди них представлены бренды со всего мира – США, Германия, Чехия, Франция, Япония, Китай, Южная Корея. В Калуге налажено производство престижных седанов Audi, в Калининграде – их главных конкурентов BMW. В Черкесске выпускают китайские модели Brilliance, Lifan и Geely, а в Набережных Челнах – американские Ford. На другом конце нашей страны, во Владивостоке, собирают японские Mazda и корейские SsangYong. И это лишь малая часть обширного списка иностранных моделей, производимых на отечественной земле.

«Москвич-408»

Первой ласточкой завода стал легендарный «408-й», который занял свое место на конвейере в 1966 году. Особенности модели: рычаг переключателя коробки передач находился на рулевой колонке, а переднее сиденье было нераздельным. «Москвич-408» – первый советский автомобиль, который был подвергнут краш-тесту. Испытавшие автомобиль в 1966 году эксперты английского журнала The Motor* пришли к выводу, что максимальная скорость «Москвича-408» (129 км/ч) являлась для тех лет «заслуживающей уважения».

Модель стала первым заднеприводным седаном, выпущенным на Ижевском автозаводе  Фото: Константин Ившин

Всего в декабре 1966 года было собрано 300 автомобилей модели «Москвича-408», а в мае был выпущен 1000-й экземпляр машины. Производство автомобиля завершилось в 1969 году выпуском 4 196 экземпляров автомобилей. Этот автомобиль позволили протестировать производственные технологии, что сделало дальнейший выпуск машин более простым.

Характеристики:

  • Длина 4 090 мм
  • Ширина 1 550 мм
  • Высота 1 500 мм
  • Колесная база 2 400 мм
  • Масса снаряженная 990 кг
  • Объем бака 46 л

По стандартам Renault-Nissan

На автозаводе сложился коллектив, где знания и опыт профессионалов,
много лет отдавших автомобилестроению, сочетаются с энергией
и здоровыми амбициями молодежи.

Несколько лет назад в Ижевск для проведения модернизации и внедрения
стандартов альянса Renault-Nissan приехали специалисты из
Японии. Как отметил руководитель проекта Nissan Такудзи Хисамацу,
он был приятно удивлен состоянием оборудования и высокой квалификацией
сотрудников. Завод превзошел все его ожидания, поэтому
проект модернизации стартовал быстро и успешно.

Но важная часть процесса обновления предприятия — это развитие и
обучение персонала. Учатся сегодня все — и топ-менеджмент, и новички,
и «старички».

Для выполнения требований по уровню подготовки кадров при
производстве автомобилей альянса в Ижевске открыт региональный
тренинговый центр. Здесь готовят сотрудников по всем направлениям:
штамповка и сварка, окраска и сборка, логистика и обеспечение качества.
Кроме того, в планах создать зону для обучения обслуживанию
высокотехнологичного оборудования.

Пора юбилеев

Осенью 2015 года Ижевский автозавод отмечал праздник — 21 октября
ему исполнилось полвека. «Юбиляр» в хорошей форме — в 2016
году предприятие увеличивает объемы выпуска, снижает издержки и
повышает эффективность производства.

В августе на Московском международном автосалоне представлены
концепты — LADA Vesta Sport, седан LADA Vesta Cross и универсал LADA
Vesta
SW Cross.

В течение последних двух лет с конвейера сошли юбилейные бестселлеры.
Так, 29 сентября 2016 года завод выпустил 50-тысячую LADA
Vesta, 12 мая 2017-го — 150-тысячный лифтбек LADA Granta, а 19 июня
ижевцы собрали уже 100-тысячную красавицу LADA Vesta. К слову, с
января прошлого года стартовали поставки этого авто на европейский
рынок.

НОВЫЙ ХОЗЯИН

Вынужденный простой продлился больше года. Только в конце сентября 2010-го c конвейера (после банкротства компания получила название «Объединенная автомобильная группа», ОАГ) сошла первая партия универсалов ВАЗ-2104, а через месяц — фургонов ИЖ-27175. Ставку на «Жигули» сделали не от хорошей жизни: только этот автомобиль можно было быстро и дешево запустить в производство.

Впрочем, площадка в Ижевске быстро стала привлекательной: сразу несколько крупных компаний изъявили желание инвестировать средства и наладить здесь производство своих моделей. Бизнес-предложения сделали альянсы «Хёндай» — «Киа» и АВТОВАЗ — «Рено» — «Ниссан»; о желании приобрести завод заявили руководители калининградского АВТОТОРа. Между прочим, корейцы всерьез рассчитывали на ижевскую площадку, где уже имелось все оборудование, необходимое для выпуска «Спектры», «Соренто» и «Рио». А еще они намеревались собирать здесь грузовики «Хёндай». Был бизнес-план и у АВТОТОРа.

Но Сбербанк, основной кредитор «ИжАвто», решил иначе. Вернее, за него решило правительство РФ: 17 декабря 2010 года руководство «Ростехнологий», основного акционера АВТОВАЗа, в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписало со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов завода-банкрота. В результате Сбербанк переуступил «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто», причем за деньги федерального бюджета. Сделка была окончательно завершена в конце октября 2011 года, когда АВТОВАЗ за 1,7 млрд. рублей приобрел «Объединенную автомобильную группу», которая управляет делами Ижевского автозавода.

Долгое время с конвейера автозавода сходили модели трех марок — «Лада», ИЖ и «Киа».

Впрочем, иного развития событий никто и не ждал, ведь к тому времени автовазовцы уже год как рулили в Ижевске. Весной 2011 года туда из Тольятти полностью перешло производство заднеприводных моделей ВАЗ. Летом по соглашению с корейской стороной собрали последнюю партию автомобилей «Киа» (2,5 тыс.), а с осени на заводе идет монтаж оборудования для выпуска «Лады-Гранта».

По планам, бюджетная «Лада» начнет сходить с конвейера «ИжАвто» уже во второй половине этого года, а «Жигули» отправятся на заслуженную пенсию (спрос на «четверки» и «семерки» с окончанием программы утилизации резко упал). По некоторым сведениям, именно в Ижевске будут также собирать по полному циклу две популярные модели «Рено»: хэтчбек «Сандеро» и кроссовер «Дастер». Через два года ежегодный объем производства достигнет 150 тыс. машин! «ИжАвто» рассчитан на выпуск 220 тыс. машин в год, но после модернизации (АВТОВАЗ намерен за нее взяться) здесь можно будет собирать до 360 тыс. автомобилей.

А пока, по нашим данным, в этом году в Ижевске выпустят минимум 70 тыс. машин, в том числе три модели «Рено» (методом крупноузловой сборки): «Колеос», «Меган» и «Сценик». Условия промсборки, которые распространяются на Ижевский автозавод, как часть группы АВТОВАЗ — «Рено» — «Ниссан», это позволяют.

Так что сегодня планы бывшего оборонного предприятия вполне оптимистичные. Огромный долг в 13 млрд. рублей уже не так страшен, когда за спиной — международный автомобильный альянс из трех крупнейших компаний, а также российское правительство.

Ижевский автозавод выпустил первый автомобиль в декабре 1966-го. Производственная мощность сегодня — 220 тыс. автомобилей в год, количество занятых — 5,7 тыс. человек. Самая популярная модель — «Москвич-412» (выпускали с 1967-го по 1998 год); собрано 2,3 млн. таких машин.

Статистика

Производство автомобилей в 1966—1991 годах:

1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978
300 3029 13 826 20 822 39 109 71 154 105 210 122 100 153 200 165 600 165 600 170 900 171 300
1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
173 000 179 150 176 200 174 950 177 950 177 950 178 950 180 580 185 950 188 700 180 265 180 823 168 224

Производство автомобилей в 1992—2004 годах:

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
115 204 75 190 50 156 25 618 16 238 8020 10 479 15 004 27 418 47 762 78 236 93 505 96 497

Производство автомобилей после 2005 года:

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
52 822 65 024 78 802 64 200 8200 6980 70 176 48 573 57 771 74 194 73 000 96 250 119 117 130 816 128 000

Хронология выпуска автомобилей

  • 1966—1967 Москвич-408 выпущено 4196 машин
  • 1968—2001 Москвич-412 выпущено 2 317 439 машин (всех модификаций)
  • 1968—1973 Москвич-434
  • 1973—2001 Иж-2715 (выпущено 1 076 954 машины всех модификаций)
  • 1973—1997 Иж-2125 выпущено 414 187 машин (всех модификаций)
  • 1982—1997 Иж-27151
  • 1990—2005 Иж Ода (выпущено 141 508 машин)
  • 2002—2005 ВАЗ-2106
  • 2002—2012 LADA 2104
  • 1997—2005 Иж-2717
  • 1997—2005 Иж-27171
  • 2003—2006 Иж-21261
  • 2005—2012 Иж-27175
  • 2005—2009, 2011 Kia Spectra
  • 2006—2009
  • 2007—2009, 2011
  • 2011—2012 LADA 2107
  • 2012—2017 LADA Granta
  • 2014—2017
  • 2014—2017 Nissan Sentra
  • 2015—2017 Nissan Tiida
  • 2015— н. в. LADA Vesta
  • 2017— н. в. LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  • 2018— н. в. LADA Vesta Cross

МЕЖДУ ДВУХ ЧЛЕНОВ

Никто доподлинно не знает, зачем в середине 60-х годов прошлого века всесильный член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Федорович Устинов, тогдашний куратор всего оборонного комплекса страны, пробил решение партии и правительства о строительстве автозавода в Ижевске. Говорят, «чтобы разрушить в нашей стране монополию Минавтопрома на производство автомобильной техники». Но тогда разрушать-то было нечего, легковые автомобили в мизерных количествах делали только на АЗЛК и ГАЗе! Более реальной кажется другая причина — внутренние интриги в Политбюро. Устинов выступил со своим предложением в пику другому члену Политбюро — А.Н. Косыгину, который «вел» автопром, а во второй половине 60-х подписал контракт с «Фиатом» на строительство завода в Тольятти. Вот Л.И. Брежнев и решил для равновесия поддержать амбиции оборонщиков.

Так это или нет, но в Ижевске началось строительство автозавода, который организационно должен был стать филиалом крупнейшего в стране военно-промышленного предприятия, мирового лидера по выпуску стрелкового артиллерийского вооружения. В качестве побочного производства в Ижевске еще с 30-х годов прошлого века делали мотоциклы, но автомобилями тут никогда раньше не занимались.

Первый «Москвич-408» в Ижевске собрали, как сейчас принято говорить, методом отверточной сборки 12 декабря 1966 года в здании НИИ «Прогресс» (цеха завода еще достраивались). Собственной модели у ижевцев тогда не было. Для первых партий все детали и комплектующие автомобиля поставляли из Москвы, с МЗМА, переименованного затем в АЗЛК. Производственные линии (прессовые и сварочные, окрасочные и сборочные) вводили в строй в течение нескольких лет, и полноценным завод стал только в 1971 году. Подряд на его оснащение современным оборудованием получила компания «Рено», игравшая первую скрипку и в перевооружении столичного АЗЛК. Но моторного производства в Ижевске не создали; автомобили ИЖ изначально комплектовали продукцией филиала другого оборонного завода — УМПО, где поставки Ижевску тоже долго воспринимали как обременительную нагрузку. Ведь главным потребителем был АЗЛК.

Словом, завод построили, и он ежегодно наращивал выпуск легковых автомобилей. Только вот для оборонщиков он оказался нежеланным ребенком, тем более что престарелый маршал Устинов довольно быстро потерял к нему интерес. Неудивительно, что собственные разработки конструкторов Ижевского автозавода в Москве воспринимали без энтузиазма и, как правило, клали под сукно. Хотя среди них были интересные и перспективные. В результате ни разу за свою историю предприятие не вышло на запланированную мощность — 200 тыс. автомобилей в год. Рекорд — 134 тыс. штук в 1990 году. Завод мог бы (теоретически) выпустить и больше (и спрос ведь был!), но снабжался комплектующими всегда по остаточному принципу.