Федеральный закон «о техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 01.07.2011 n 170-фз (ред. от 02.07.2021)

Содержание

III. Требования к диагностическим линиям

  1. Диагностическая линия должна быть укомплектована средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием, необходимыми для проведения в полном объеме технического осмотра определенных категорий транспортных средств или видов городского наземного электрического транспорта в зависимости от массово-габаритных характеристик проверяемых транспортных средств.Допускается укомплектование в единичном экземпляре средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием, указанным в подпунктах 1.6, 1.7, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1-5.6, 6.1, 6.2, 7.1-7.3 приложения к настоящим Требованиям, диагностических линий (за исключением передвижных диагностических линий), расположенных в одном производственном помещении или сооружении.Средства технического диагностирования и гаражное оборудование, размещаемые на диагностических линиях, в том числе на передвижных диагностических линиях (далее — средства технического диагностирования и гаражное оборудование), должны обеспечивать проведение технического диагностирования транспортных средств в соответствии с правилами проведения технического осмотра транспортных средств, правилами проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящими Требованиями. Средства технического диагностирования и гаражное оборудование должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении к настоящим Требованиям.
  2. Пункт 12 утратил силу с 01.09.2021 г. Роликовый стенд для проверки тормозных систем должен быть рассчитан на технически допустимую максимальную массу, приходящуюся на ось транспортного средства:
    • не менее 3,0 т для транспортных средств категории M1, N1, O2 при пределе измерения тормозных сил не менее 6,0 кН;
    • не менее 6,0 т для транспортных средств категории M2 при пределе измерения тормозных сил не менее 18,0 кН;
    • не менее 8,0 т для транспортных средств категории N2, O3 при пределе измерения тормозных сил не менее 20,0 кН;
    • более 8,0 т для транспортных средств категории M3, при пределе измерения тормозных сил не менее 22,0 кН;
    • не менее 13,0 т для транспортных средств категории N3, O4 при пределе измерения тормозных сил не менее 30,0 кН.
  3. Для роликовых стендов, изготовленных до 1 января 2008 г., относительная погрешность измерения тормозной силы не должна превышать +/- 7 %4.
  4. Для проверки отработавших газов транспортных средств экологических классов 2, 3, 4 с принудительным зажиганием допускается применение четырехканальных газоанализаторов, обеспечивающих измерение содержания CO, CH и соответствующих по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0; I. Для проверки отработавших газов транспортных средств, не оснащенных системами нейтрализации, допускается применение газоанализаторов, обеспечивающих измерение содержания CO и соответствующие по метрологическим характеристикам приборам классов I; II.
  5. Пункт 15 утратил силу с 01.09.2021 г. Допускается применение приборов для проверки света фар, изготовленных до вступления в силу настоящего приказа, с относительной погрешностью измерения силы света, не превышающей +/- 15 %.
  6. Средства измерений, используемые для технического диагностирования, должны быть метрологически поверены в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
  7. Средства фотофиксации транспортного средства, проходящего технический осмотр, должны формировать фотографическое изображение транспортного средства с характеристиками согласно требованиям фотографическому изображению, утвержденным в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 170-ФЗ.

Последние изменения в 2021 году

Каждый водитель должен знать обо всех изменениях, которые касаются обязательного осмотра транспортного средства. Рассмотрим, какие правки в закон были внесены в 2018 году.

Видеозапись Что касается видеозаписи, то теперь каждый пункт технического осмотра должен производить видеозапись, на которой четко видны:
  • государственный регистрационный знак;
  • марка и модель.

А также камера должна отражать дату и время, в режиме реального времени.

Расшифровка неполадок Теперь сотрудники станции должны более четко прописывать все неполадки в результате которых машина не прошла осмотр и не допускается к эксплуатации.
Стоимость Стоимость технического осмотра определяется для каждого региона в индивидуальном порядке. Примерная стоимость ТО для:
  • легкового авто не более 300 р.;
  • грузового авто не более 1000 руб.;
  • автобуса не более 800 р.;
  • мотоциклов не более 300 р.

Оплатить государственную пошлину можно в банке, или на самом пункте, через специальный терминал.

Аптечка Самое главное условие — это наличие специальной автомобильной аптечки. При этом все медицинские препараты должны быть годными.
Колеса Теперь пройти технический осмотр смогут только те транспортные средства, у которых будут шины и диски из одного комплекта. То есть если на вашей машине будет 3 колеса фирмы Michelin и 1 Кама, та машина не будет допущена к эксплуатации.
Повторный осмотр При наличии неисправностей, владелец автомобиля должен устранить их в течение 20 дней. Если спустя указанное время автолюбитель обращается для повторного осмотра к тому же оператору, то в соответствии с последними изменениями, проводится проверка только тех неисправностей, которые были установлены во время первичного осмотра. В том случае, если водитель обращается на другую станцию технического осмотра, то проверка происходит в полном объеме.
Тюнингованные ТС Существенные изменения были приняты для транспортных средств, на которых установлен тюнинг. Такие транспортные средства к эксплуатации теперь допускаться не будут.

Однако, данная категория владельцев транспортных средств может пройти технический осмотр. Для этого необходимо обратиться в следующие инстанции, для внесения изменений:

  • испытательная лаборатория для проведения технической экспертизы;
  • в ГИБДД, где следует получить разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС.

Только после внесения соответствующих изменений «железный друг» будет допущен к проверке.

Графики прохождения

Законодательно определено, с какой периодичностью, в какие сроки требуется проводить технический осмотр автомобилей. Основными критериями, влияющими на конкретные даты, является назначение, возраст, оборудование ТС и т.д.

Легковой автомобиль

Технический осмотр производится только квалифицированными специалистами, компаниями, имеющими лицензию на право осуществления соответствующей деятельности. Среди основных требований закона, отметим обязанность автолюбителей проходить ТО:

Тип использования Возраст автомобиля Периодичность прохождения ТО
Индивидуальное использование 3 года
Индивидуальное использование От 3 до 7 лет 1 раз в 2 года
Индивидуальное использование Свыше 7 лет Каждый год
Использование под такси Не имеет значения 1 раз в 6 месяцев
Использование под обучение вождению Не имеет значения 1 раз в 12 месяцев
Использование со специальными сигналами Не имеет значения 1 раз в 12 месяцев

Законодатель позволил владельцу ТС на протяжении первых 3 лет эксплуатации не проходить технический осмотр и приобретать полисы ОСАГО без наличия

В законодательство регулярно вносятся правки и изменения, с которыми можно ознакомиться на официальных ресурсах.

Грузовой транспорт

Владельцы коммерческих грузовиков, с общей массой до 3.5 тонн при прохождении осмотра руководствуются положениями закона, применяемые к легковому транспорту с учетом их возраста. В зависимости от сферы использования ТС, имеются дополнительные ограничения:

  • Транспорт, используемый для перевозки людей, имеющий более 8 посадочных мест без учета водительского сидения, подлежит прохождению ТО 1 раз в 6 месяцев;
  • Машины, выполняющие транспортировку опасных грузов – 1 раз в 6 месяцев;
  • Автомобили для обучения вождению – 1 раз в 12 месяцев.

Грузовые машины с общей массой свыше 3.5 тонн, независимо от возраста, проходят процедуру ежегодно.

Мототехника

Мотоциклы, мотороллеры и другая самоходная двухколесная техника проходят ТО по требованиям, аналогичным для обычных легковых автомобилей. Никаких исключений, дополнений или изменений в этом процессе законодательством не предусматривается.

Новые сроки технического осмотра

После исправления недочетов государство планировало запустить нововведения ТО летом 2020 г., но планам помешал карантин из-за коронавируса. Да и как оказалось, не в каждом населенном пункте есть оборудованный ПТО по стандартам ФЗ № 170. Поэтому обязательное прохождение ТО вновь отложили до весны 2021 г., завуалировав перенос карантином.

К 1 марта 2021 г. опять возникли трудности. Оказывается, многие ПТО все еще не готовы предоставлять услуги с учетом технических и санитарных требований. Во избежание скопления автовладельцев М. Мишустин перенес прохождение техосмотра с 1 марта 2021 г. на 1 октября 2021 г., для автомобилистов с истекающим сроком действия ДК, поскольку ситуация с Covid-19 хотя и улучшается, но пока далека от идеальной, что несет риски для здоровья людей.

Рис. 1. Цитата Михаила Мишустина

Продление диагностических карт до 01.10.2021

Из-за пролонгации санитарно-эпидемиологических ограничений были продлены сроки действия диагностических карт, истекающих в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г. То есть вы сможете оформить ОСАГО без техосмотра 2021 г. в указанный срок (окно)

Обратите внимание, что просроченные ДК не подпадают под льготный период! Например, если ТО закончил действовать еще в январе 2021 г. или ранее, то автовладельцу не оформят ОСАГО, а водителя такси или автобуса оштрафуют пока на 500–800 руб., ст

12.1 КоАП. (Подробнее о штрафах и лишении в/у — чуть ниже.)

Изменения, внесенные в закон о техосмотре

В ФЗ 170 есть также ряд важных для рассмотрения статей:

Статья 5

В положениях ст 5 ФЗ 170 описаны основы проведения технического осмотра:

  1. Правом на проведение технического контроля транспортного средства обладают только аккредитованные организации.
  2. Контроль производится на основании установленных законодательством требований.
  3. Осмотр проводится в рамках, допустимых аккредитацией возможностей.
  4. Контроль автомобиля производится на основании договора с организацией.
  5. Сведения о проведенном осмотре вносятся в специальную информационную систему.

Статья 7

В ст 7 закона перечислены полномочия Правительства РФ в сфере проведения технического осмотра ТС:

  • разработка единой государственной политики в этой области;
  • установка правил проведения осмотра автомобиля на соответствие технических требований;
  • разработка правил к:
    • технологическим характеристикам информационной системы;
    • порядку сбора данных;
    • форме и содержанию диагностической карты;
    • предоставлению доступа к базе данных.
  • установка платы за проведение аккредитации проверяющих компаний.

Статья 11

При проведении аккредитации операторов технического осмотра, уполномоченные лица должны придерживаться следующих требований:

  • наличие прав собственности на технику, с помощью которой планируется проводить осмотр транспортных средств;
  • в штат сотрудников должен входить минимально один эксперт;
  • организация должна обладать техническими возможностями для ежедневного предоставления информации о проведенных осмотрах в единую информационную систему;
  • если заявитель на аккредитацию является дилерской компанией, то он обязан предоставить оригинал договора с производителем автомобилей.

В ст 11 описано, что аттестат о прохождении аккредитации выдается заявителю на основании заявки и пакета необходимых документов. Заявителю может быть отказано по следующим причинам:

  1. В предоставленном заявлении и документах была обнаружена недостоверная информация.
  2. При проведении проверки на соответствие требованиям аккредитации было обнаружено, что кандидат не выполнил все необходимые условия.

В пункте 5 ст 11 ФЗ 170 описаны причины, по которым аннулируется аттестат аккредитации:

  • на основании личной инициативы руководителя организации;
  • оператор технического осмотра в течение года нарушал, установленные аккредитацией, правила и установил цену за услуги выше допустимой;
  • прекращение деятельности юридическим лицом.

Важно! Аккредитация оператора осуществляется на платной основе, размер которой устанавливается Правительством РФ. Статья 22

Статья 22

Контроль деятельности операторов технического осмотра проводит профессиональное объединение страховщиков. Данная организация также проверяет заявителей на аккредитацию на соответствие законодательным требованиям.

Кандидат на получение документа о прохождении аккредитации проходит следующие проверки:

  • документальная — срок проведения составляет 10 дней;
  • выездная — осуществляется в течение 5 дней.

Статья 24

В положениях ст 24 ФЗ 170 описана мера ответственности оператора технического обслуживания. Он обязан соблюдать все требования, обозначенные в договоре с клиентом. В случае, если в ходе проверки не было обнаружено технических неполадок транспортного средства, а данные о них были внесены в диагностическую карту, то оператор должен возместить пострадавшей стороне все понесенные убытки.

Скачать закон о техническом осмотре транспортных средств

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят для регулирования деятельности организаций, занимающихся техническим контролем транспортных средств жителей РФ. Для предоставления такого рода услуг организация должна быть аккредитована. Осмотр производится на платной основе.

Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 170, скачайте его тут.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Новые законопроекты в этой сфере

Также в закон о техосмотре в 2021 году предложили внести другие измерения. Рассмотрим более детально, какие изменения в ФЗ Законе уже скоро могут быть приняты.

Новые законопроекты:

Контроль со стороны МВД

Самое главное нововведение связано с передачей аккредитации. Если ранее деятельность станции ТО контролировал Российский союз автостраховщиков (РСА), то теперь все права планируют передать в МВД. Получается, если данный законопроект вступит в силу, то контроль за пунктами и операторами будет проводить государственный орган.

Что касается данного изменения, что дополнительно в нем сказано, что при плановой, или неплановой проверки выездная комиссия может привлекать сотрудника МВД, как независимого эксперта с целью установления нарушение.

Если в результате проверки будет выявлено, что специалист, который осуществляет проверку, нарушил условия, то может быть применена не только административная, но и уголовная ответственность.

Как уже было сказано ранее, вся процедура проверки будет сниматься на видеокамеры, которые должны быть установлены на пункте технического осмотра. На видеозаписи четко должен быть виден государственный регистрационный знак автомобиля. Но также на камере должна отображаться дата и время начала и окончания диагностики.

Хранить видеозаписи пункты технического осмотра не должны. Вся информация сразу после проверки должна быть выгружена в единую базу данных, доступ к которой будет только у РСА и Госавтоинспекции.

Помимо видеозаписи, пункты осмотра должны выгружать в специальную базу:

  • характеристики транспортного средства;
  • дату и время осмотра;
  • выявленные неисправности.

Электронные документы будут храниться на специальном портале в течение 5 лет.

Камеры для фиксации штрафа

Еще одни изменения будут связаны с установлением специальных камер, которые будут фиксировать наличие или отсутствие бланка диагностической карты. Принцип работы камеры будет очень простой. Считываться информация будет по государственному регистрационному номеру, и проверяться через единый портал, в который будут загружаться все электронные договоры.

Если у водителя бланк диагностической карты просрочен, то ему будет выписан штраф. Что касается размера штрафа, то они пока не определены.

Первое время планируют использовать закон для нарушителей скоростного режима. После того как камера зафиксирует нарушение, внутренняя программа, формируя протокол, произведет проверку на наличии бланка диагностической карты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что все меры направлены исключительно на ужесточение правил. Теперь купить бланк будет намного сложнее, или практически невозможно, поскольку в любой момент контролирующий орган может запросить видеозапись и при выявлении нарушений привлечь к ответственности уполномоченного сотрудника. И как стало известно, штрафом теперь не отделаться, поскольку за крупное мошенничество может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Может быть, теперь, благодаря новому закону, на дорогах станет меньше аварийный случаев. Как показывает статистика, большое количество аварий возникает именно в результате неисправностей, которые заранее можно было бы устранить.

Предлагаем вам высказать свое времени о новых изменениях, которые вступили в силу в 2018 году. Также предлагаем оставить комментарий, в котором поделиться опытом прохождения технической проверки, как по старому, так и по новому закону.

На нашем портале для всех автолюбителей работает опытный эксперт, который за считанные минуты ответит на любой вопрос, совершенно бесплатно.

Далее расскажем какие нужны документы для прохождения техосмотра в 2021 году.

Как, когда и на сколько штрафуют за отсутствие ТО

Штраф за отсутствие техосмотра (диагностической карты, или ДК) владельцу по-прежнему пока грозит в пределах от 500 до 800 рублей.

Но с 1 марта 2022 года он будет повышен до 2 тысяч. Если Дума примет закон об отмене обязательного техосмотра для легковых частных автомобилей, то штраф в 2 тысячи их уже не коснется.

Штраф коснется тех, кто ездит без диагностической карты (ДК), и тех, кто ездит с картой, не внесенной в базу ЕАИСТО. Нарушение может фиксироваться:

  • камерами слежения по номеру ТС;
  • сотрудниками ГИБДД.

Нарушитель может штрафоваться не более чем раз в сутки.

Нарушившие регламент СТО могут быть наказаны штрафом от 5 тысяч рублей до 300 тысяч, а выдавшую карту компанию, не аккредитованную в РСА, ждет уголовная ответственность.

Водителя, сознательно приобретшего карту в такой СТО, ждет ответственность по статье 327 УК РФ, связанная с ограничением свободы сроком до 1 года.

Камеры слежения уже дополнены функцией сверки номера авто с базой данных ТО. Если отмена ТО для легковых частных ТС осуществится, камеры перепрограммируют для сверки только коммерческого транспорта и ТС юридических лиц.

Также поступила информация, что Министерство внутренних дел Российской Федерации не поддержало обязанность водителей возить с собой диагностическую карту с выписыванием штрафов. В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий переход на добровольный ТО для легковых автомобилей и мотоциклов, не использующихся для коммерческой деятельности. Однако по резонным причинам, операторы станций ТО лоббируют сохранение текущей системы обязательных проверок и даже предлагают ужесточить действующие правила.

Штраф за отсутствие техосмотра

Вместе с ужесточением прохождения ТО Госдума расширила рамки ответственности за отсутствие технического осмотра на автомобиле. Правда, эти поправки пока отложили до 2022 г. В настоящий момент штрафовать могут только водителей автобусов, такси и грузовых авто с числом пассажирских мест от 8 шт. Размер штрафа 500–800 руб. (ст. 12.1 КоАП РФ).

Но поправки, указанные в Федеральном законе от 26.07.2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», в скором времени вступят в силу. Пока на них наложили мораторий. А с 1 марта 2022 г. они заработают в полном объеме. Вот текст из отложенного закона:

Рис. 3. Ст. 12.1, п. 1.1 КоАП РФ

Кто рискует получить штраф без техосмотра

Получить квитанцию на 2000 руб. рискуют автовладельцы, управляющие транспортным средством без пройденного ТО. Выявлять нарушителей будут сотрудники ГИБДД и нейросеть с помощью камер фиксации. Но штраф может прийти и добропорядочному собственнику ТС, если программа допустит ошибку, например, по причине электронного сбоя. (Придется оспаривать.)

Как проверить диагностическую карту онлайн

Данные о пройденных ТО хранятся в базе ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра). У электронного банка данных есть официальный веб-ресурс eaisto.gibdd.ru. Вы можете проверить техосмотр непосредственно в Единой системе, или в качестве альтернативы использовать наш сервис. Введите в поисковую строку регистрационный номер автомобиля и нажмите «Поиск». (Программа запрашивает данные в ЕАИСТО.)

Законодательно-нормативная база, новый закон о техосмотре 2021 года

С 2010 г. государство передало техосмотр в частные руки, руководствуясь идеей: осмотр и ремонт в одном месте. С 2012 г., согласно ст. 12 Федерального закона «О техническом осмотре ТС…» № 170-ФЗ от 01.07.2011 г., автовладельцам начали выдавать диагностические карты (ДК), а сведения о прохождении ТО заносить в электронную базу ЕАИСТО. Задумка была неплохой, но законодатели не учли национальный менталитет граждан.

Через некоторое время служба статистики провела опрос, в ходе которого установила, что почти 80 % из опрошенных автовладельцев не проходят фактический осмотр транспортных средств. Они покупают диагностические карты прямо у страховщиков во время оформления ОСАГО или у брокеров, через Интернет. Такое положение не устроило государство, вследствие чего родилась идея радикально переработать закон о ТО (№ 170-ФЗ) и взаимосвязанные нормативные акты.

Реформа нового техосмотра длилась несколько лет. Был изучен опыт разных стран. Проведены всевозможные расчеты по оснащению ПТО. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, и многое другое. В итоге, поправки законодательной базы Госдума приняла в 2019 г., а с 1 апреля 2020 г. они должны были вступить в силу. Но из-за выявленных недостатков и разногласий еще не вступившие в силу новые правила техосмотра направили на доработку, до летнего сезона.

Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года

Реформа ТО затронула и Госавтоинспекцию. Теперь сотрудники ГИБДД обязаны присутствовать при техническом осмотре пассажирских автобусов, которые проходят ТО исключительно по записи. Вместе с этим, у дорожной полиции появились полномочия выявлять купленные техосмотры у страховщиков и аннулировать их в системе ЕАИСТО. «Пробить» диагностическую карту инспекторы могут онлайн в процессе проверки документов после нарушения ПДД или в ходе рейда.

Перенос техосмотра с 1 марта на октябрь 2021 г. затронул исключительно автовладельцев. Операторы ПТО уже обязаны блюсти поправки закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре…» Купить бланк ТО, как ранее, у страховщиков или брокеров сейчас практически невозможно. Диагностическая карта 2021 оформляется по новым правилам: с фотоснимками высокого разрешения, привязкой навигационных координат и электронно-цифровой подписью оператора ПТО. На штрафы без техосмотра пока объявлен мораторий, до 01.03.2022 г.

Как часто мне надо проходить технический осмотр?

Итак, мы подобрались к основному вопросу, когда делать ТО для разного вида и годов выпуска транспорта. И сейчас будет много информации. Однако, мы её постарались максимально упростить, и разделим их по типа транспортных средств.

К слову, законодательство обязывает делать диагностическую карту всегда до покупки полиса ОСАГО (части 3 и 4 статьи 15).

Приступим!

Легковые авто

Когда проходить техосмотр для легковых автомобилей (вне зависимости, принадлежат они юрлицам или гражданам), которые не используются в качестве такси:

  • первые 4 года, включая год выпуска осмотр не нужен,
  • в возрасте от 4 до 10 лет – раз в 2 года,
  • старше 10 лет – надо проходить каждый год.

Если легковая машина работает в такси:

  • для нового автомобиля и до достижения возраста 5 лет нужно проходить один раз в год,
  • для такси старше 5 лет нужно проходить каждые полгода.

Если автомобиль оборудован звуковыми или световыми спецсигналами, то, также как и для такси нужно проходить ТО каждый год, если авто не старше 5 лет, и каждые 6 месяцев, если старше.

Такое же правило действует для учебных машин в автошколах – раз в год до 5 лет, и раз в полгода старше 5-летнего возраста.

Мотоциклы

Сюда относятся любые мототранспортные средства (мопеды, скутеры, разного рода трициклы и квадрициклы), которые подпадают под действие закона о техосмотре – то есть имеют объём двигателя от 50 см3 и скорость более 50 км/ч.

И здесь всё аналогично легковым автомобилям:

  • для мототранспорта не старше 4 лет, включая год выпуска, не нужно проходить техосмотр вовсе,
  • старше 4, но не более 10 лет – раз в 2 года,
  • старше 10 лет – раз в год.

Грузовые машины

Если максимальная разрешённая масса грузовика менее 3,5 тонн – сюда подпадает также и Газель, то здесь действуют та же периодичность, что для легковушек и мотоциклов:

  • в возрасте до 4 лет, включая дату выпуска, не нужно проходить ТО,
  • первый техосмотр такие грузовики проходят, когда им исполняется 4 года и до 10 лет – и так каждые 24 месяца,
  • старше 10 лет – частота возрастает до раза в год.

Полноценным же грузовикам с массой более 3 500 килограмм техосмотр нужно делать чаще:

  • в возрасте до 5 лет – раз в год,
  • возрастом старше 5 лет – раз в полгода.

Кроме того, такая же частота установлена для любых грузовых автомобилей, если они оборудованы для перевозки людей с числом мест более 8, и для автобусов.

А для грузовиков, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов в любом возрасте техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев – даже если машина новая.

Прицепы

В случае с таким видом транспорта всё работает с небольшим различием. Если речь идёт о легковом прицепе физлица, то на него вообще не нужен осмотр никогда.

Когда проходить техосмотр для других:

  • в первые 4 года не нужно,
  • 4-10 лет – каждые 2 года,
  • старше 10 лет – каждый год.

Такая частота, соответственно, относится к прицепам, принадлежащим юридическим лицам, либо масса которых более 3,5 тонн.

Давайте теперь приведём в табличном виде зависимость типа транспортного средства и его возраста от того, когда ему нужен техосмотр.

Электронная диагностическая карта

Процесс формирования электронной диагностической карты начинается с того, что оператор СТО входит в систему ЕАИСТО по своей электронной подписи,  начинает загрузку фотографий и указывает данные о прохождении техосмотра согласно регламенту. Пропуск любого из этапов регламента невозможен, так как система не позволит сформировать диагностическую карту.

Сотрудникам ГИБДД дано право сверять координаты фотографии с местом съемки и другие параметры, которые могут вызывать у него сомнения.

Они имеют право аннулировать диагностическую карту:

  • если выясняется, что ТС реальную диагностику не проходил;
  • если выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности.

Полис ОСАГО, выданный на основе аннулированной карты, остается действительным, но ТС может быть поставлено на штрафстоянку, а водителю спецтранспорта придется заплатить штраф за отсутствие ТО в размере 2 тысяч рублей.

Кроме того, сотрудникам ГИБДД даны права на контроль работы СТО путем проведения «контрольных закупок», по результатам которых аккредитация СТО может быть отозвана.

В базу данных заносится информация и о ТС, не прошедших техосмотр из-за неполадок. На их ликвидацию, как и раньше, дается 20 дней, но изменились условия:

  • если обратиться на ту же самую СТО, где был начат ТО, то будут проверяться только те пункты, по которым было отказано в выдаче диагностической карты;
  • если обратиться на другую станцию ТО, осмотр будет снова проводиться в полном объеме.

Для некоторых диагностических карт, выданных по старым правилам, продлевается срок их действия:

  • если он заканчивался с 1.04 по 30.09 2021, то срок их действия продлевается на 6 месяцев, но не менее чем до 1.10.2021 года;
  • если срок карты заканчивается после 1.10.2021 года, то он не продлевается.

Продление срока действия распространяется на ТС:

  • легковые автомобили,
  • мотоциклы,
  • грузовые автомобили,
  • автобусы.

Продление осуществляется автоматически и не требует вмешательства водителя. В результате водители выигрывают по деньгам и по времени, а станции ТО попадают в сложное положение из-за того, что с 1.03 по 1.10 полгода будут почти пустовать, продолжая платить арендную плату, налоги, зарплату, коммунальные платежи. Из-за этого число центров проведения ТО может сократиться, что в дальнейшем приведет к очередям, проблемам с диагностическими картами и оформлением ОСАГО.

Если во время техосмотра по новым правилам 2021 года выявится несоответствие VIN, номера кузова, кабины или рамы тем, что указаны в документах, или их отсутствие, информация об этом все равно заносится в базу данных с указанием этого факта в качестве причины отказа. Эта информация будет видна страховым компаниям и сотрудникам ГИБДД, которые могут отменить регистрацию автомобиля.

Что говорит закон

Техосмотр – это процедура, в ходе которой оцениваются технические характеристики ТС, а также проводиться общая оценка. В результате такой оценки оформляется бумага, которая позволяет или запрещает автомобилю колесить на дорогах общего пользования.

Редакция РФ от 5.12.2011 No1008 «о проведении техосмотра ТС» совместно с законом No170-ФЗ «О техосмотре» регулирует порядок прохождения этой процедуры. На сегодня нормы техосмотра в России определяют:

  • Период, который отводиться для этой процедуры;
  • Что конкретно должно проверяться;
  • Периодичность, с которой нужно выполнять проверку;
  • Какие требуются бумаги.

диагностическая карта

В карточке указан срок, на протяжении которого данное ТС может быть использовано. Замена талона на карту осуществляется лишь по исчерпанию ликвидности первого.

Все ТС, которым более 3 лет, должны подвергаться технической диагностике. Но это требование не относиться к легковым машинам, прицепам и мотоциклам. В зависимости от возраста «железного коня» будет зависеть и периодичность осмотра:

  • Если возраст более 7 лет – ежегодно;
  • 3-7 лет – каждые 2 года.

Есть также категории машин, которые обязаны каждый год осматриваться. Это:

  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн;
  • Машины, оснащенные сигналами (световыми и звуковыми);
  • ТС, которые используются для обучения езды за рулем.

Автобусы, грузовые машины, которые весят менее 3,5 тонн, а также такси должны подвергаться осмотру каждые 1,5 года.

Диагностические карты всё ещё нужны: техосмотр для личных автомобилей не отменят

Законодатели продолжают обсуждать и принимать нормы, которые не позволят водителям просто покупать диагностические карты, а заставят всё-таки отправлять машины на техосмотр. К примеру, летом 2020-го все пункты ТО должны будут делать несколько фотографий каждой принятой машины: снимки направят в базу данных под контролем МВД. В свете продолжающейся реформы весьма неожиданно прозвучало предложение отменить техосмотр для личных автомобилей.

А именно с такой инициативой выступили в январе 2020 года депутаты от фракции «Справедливая Россия». Согласно предложению, необходимо исключить машины, которые используют физлица для личных нужд, из списка транспортных средств, для которых техосмотр обязателен.

Напомним, сейчас владельцы новых машин не должны проходить ТО в течение первых трёх лет с момента выпуска авто; затем они обязаны получать диагностическую карту раз в два года (до тех пор пока авто не исполнится семь лет); после этого срока на осмотр надо приезжать ежегодно. Помимо этого, по нынешним нормам техосмотр не требуется ТС с двигателями внутреннего сгорания объёмом менее 50 см3 или электромоторами мощностью не более 4 киловатт. При этом их максимальная скорость не должна превышать 50 км/ч.

Каждые полгода ТО должны проходить легковые такси, грузовые машины, автобусы и транспорт, предназначенный для перевозки опасных грузов. Их законопроект «справороссов» не должен был коснуться.

Авторы инициативы обращали внимание на то, что на долю ДТП, произошедших из-за неисправных автомобилей, в прошлом году пришлось менее 4% от общего количества. Отметим, по итогам 2018-го ГИБДД зафиксировала 6221 подобную аварию, в них погибло 1064 человека, травмы получили 8856 участников

Эти показатели счёл значимым комитет Госдумы по транспорту и строительству – сегодня они отклонили законопроект «справороссов».

В Госдуме пояснили, что в текущем году количество ДТП из-за технически неисправных автомобилей выросло. Так, в январе-октябре 2019 года ГИБДД зафиксировала 5536 аварий, что на 6,8% больше, чем годом ранее. В них погибло 905 человек (больше на 4,6%), травмы получили 8058 участников (больше на 9,5%).

Помимо этого, в комитете отметили, что в дальнейшем количество таких аварий, вероятно, будет только увеличиваться, ведь автопарк страны продолжает стареть. Так, по их данным, к 2020 году уже 26,6% легковых автомобилей в РФ будут старше 10 лет. На машины физлиц приходится большая часть российского парка, так что, по мнению депутатов, отсутствие контроля в виде техосмотра негативно скажется на безопасности дорожного движения. Также законопроект не поддержали в правительстве РФ.

Осенью текущего года стало известно о другом предложении – передать техосмотр официальным дилерам. С этой инициативой выступил Минтранс. В ведомстве отметили, что дилеры смогут проводить ТО одновременно с техническим обслуживанием автомобилей. При этом предполагается, что официальные дилеры не будут проводить осмотр машин «с закрытыми глазами», так как их работу контролирует Минпромторг.