Федеральный закон «о безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 n 196-фз (ред. от 02.07.2021)

Реформа ГИБДД в России в 2021 году – как это будет?

О реформе ГИБДД представители органов заговорили еще 3 года назад, но только решили организовать ее в 2021 году. Соответствующее решение было принято на расширенной коллегии МВД, которая прошла весной 2021 года.

Пока утвержденного законопроекта нет, поэтому будем основываться на сообщениях ведомств по данному вопросу.

Итак, старт реформы запланирован на 2021 год — но, скорее всего, новшества вступят в действие со второй половины, так как органы будут задействованы в масштабном мероприятии по футболу.

Главная задача реформы – объединить уже существующие ГИБДД и ППС в одно ведомство. Изначально было решено сделать пробный проект, действующий только в рамках Санкт-Петербурга, но потом передумали — и запланировали развернуть реформу по всей стране.

Нововведение поможет:

  1. Расширить функции новой, универсальной службы.
  2. Сократить бюджетные расходы. Как правило, сокращение будет проходить по дублирующим должностям.
  3. Поддержать порядок на дорогах страны, увеличить количество специалистов, необходимых для патрулирования.
  4. Переобучить сотрудников, внедряя новый европейский опыт.
  5. Пополнить кадровый состав ППС.

Конечно же, много нюансов остается «в воздухе», касательно реформы, организации перевода и объединения ведомств. Эксперты уверяют, что реформа может сказаться негативно для народа, автомобилистов. Не вынося вопрос в народные массы на всеобщее обсуждение, организаторы реформы могут вызвать серьезное сокращение рядового штата, понижение качества работы служб, а также негодование со стороны водителей.

Кроме того, все понимают, что простое переименование ведомств на бумаге не принесет желаемого результата. Необходимо будет наладить систему переподготовки кадров.

Будем следить и дальше за изменениями в реформе ГИБДД в России.

Требования законодательства в области БДД для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств

Основные требования по обеспечению БДД к юридическим лицам (далее — ЮЛ) и индивидуальным предпринимателям (далее — ИП) при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены в ст. 20 Закона «О БДД».

Так, согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих БДД;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям БДД и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих БДД, в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), а также причины нарушений ПДД с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями автомобильного транспорта навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортного средства;
  • оснащать автотранспортное средство техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы).

В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О БДД» ЮЛ и ИП, осуществляющие при эксплуатации транспортных средств перевозки автомобильным транспортом, должны:

  • соблюдать Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • назначить ответственного за обеспечение БДД, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;
  • обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключить договоры со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств и об их техническом обслуживании и о ремонте;
  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Обратите внимание!

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной эксплуатации автотранспортных средств, периодичность проведения соответствующих проверок утверждены Приказом Минтранса № 7.

ЮЛ и ИП обязаны за свой счет организовывать медицинское обеспечение БДД (ст. 23 Федерального закона «О БДД»), а именно:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
  • предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О БДД»:

  • обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортных средств, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;

  • обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя автотранспортных средств, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Установка тахографов

ФЗ №386 от 30.10.2018, а именно его первая статья, привнес во вторую статью ФЗ №196 от 10.12.1995 определение такого технического средства, как тахограф.

Тахограф – это аппарат, позволяющий контролировать и обеспечивать бесперебойную информацию о маршруте движения транспортного средства, его скорости, о времени работе и отдыха сотрудника (водителя) с невозможностью коррекции (со стороны водителя, например).

Двадцатая статья ФЗ №196 также претерпела изменения: так, новая точная формулировка исключила возможность использовать вместо тахографов какие-либо другие аппараты (десятый абзац первого пункта).

Постановление Правительства 1090

В себе этот документ содержит правила (нормы), которые следует неукоснительно соблюдать всем участникам дорожного движения, во избежание аварийных ситуаций, итогом которых может явиться летальный исход.

Состоит этот документ из следующих разделов:

  1. ПДД, включающие в себя 25 статей и 3 приложения, касающихся дорожных знаков, разметки и организации движения в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи;
  2. Основных положений при эксплуатации транспорта, а также обязанностей лиц, выпускающих такой транспорт в рейс. Названные нормы регламентируют, в каком должны быть все составляющие конструкции авто, на основании чего определяется их состав, какие должны быть параметры, а также технические характеристики.

Участники дорожного движения: их права и обязанности

Участники имеют следующие права:

  1. Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
  2. Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
  3. Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
  4. Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
  5. Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
  6. Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.

Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.

Статья 20 ФЗ-196 в свете ФЗ-386. ИТОЖИМ

Давайте сделаем главный вывод который можно извлечь из этой ключевой поправки (в двух словах).

  • Есть основные и общие требования обеспечения БДД к организациям эксплуатирующим транспорт. Эти требования изложены в соответствующей нормативной базе.
  • Дополнительные требования сформулированные в соответствующих нормативных документах теперь предъявляются к организациям, которые занимаются перевозочной деятельностью в рамках Устава автомобильного транспорта ФЗ-259, а также к тем организациям, которые перемещают людей и грузы для собственных нужд на автобусах и/или грузовых авто.
  • Организации, эксплуатирующие транспортные средства и перемещающие людей и/или грузы на легковых аавтомобилях для собственных нужд, выполняют только основные и общие требования по обеспечению БДД.

Новая формулировка очень хорошо отработана. Данная поправка очень хорошо распределяет основные и дополнительные обязанности между теми кто занимается перевозочной деятельностью и теми кто перемещает людей и/или материальные объекты для собственных нужд с привязкой к типу транспорных средств.

Очень удачная формулировка. Если вы меня спросите почему, то я отвечу так.

Был следующий перекос:

К примеру, почему в организации, которая на автобусе перевозит «вахтовиков» не должна иметь квалифицированный (обученный и аттестованный) персонал? На дороге общего пользования жизнь и здоровье «вахтовиков» в автобусе также важна, как и жизнь и здоровье пассажиров в междугороднем автобусе.

Одни занимаются перевозочной деятельностью, а другие — нет (перевозят для собственных нужд). Перекос, верно?

Или к примеру, для чего иметь квалифицированный (обученный и аттестованный) персонал в ИП, где всего два человека которые красят заборы и передвигаются на заказы на транспортном средстве? Тоже перекос, верно?

Такие примеры (и не только) я обязательно подробно разберу в обновленном видео-семинаре . Статья 20 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» будет освещена полностью и представлена вам.

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца.

ПОДРОБНЕЕ

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Новое в Правилах для такси в 2021 году

В Госдуму был отправлен новый законопроект, вносящий поправки и дополняющий действующие Законы федерального уровня под номерами 67 и 69. В случае одобрения, с 28 января 2021 года будут действовать новые правила для такси и компаний, организующих перевозки такого типа.

Что ожидать:

  1. К диспетчерским службам будут приравнены компании, владеющие интернет-сервисами и приложениями по заказу такси. Например, Uber, Gett и т.д.
  2. Действия агрегаторов и таксопарков будут регламентированы.
  3. Службы такси будут участвовать в ОСГОП. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика будет действовать и для служб, организующих пассажирские перевозки.
Сводка:

Выплаты по ОСГОП за вред жизни и здоровью составляют 2 млн.руб., а по ОСАГО – максимум 500 тыс.руб. Конечно же, разница очевидна.

Можно также будет вернуть денежные средства за нанесенный вред багажу. Если предоставлять чеки, то возврат составит до 23 тыс.руб, если не предоставлять – то до 11 тыс.руб.

Пока закон не принят, но есть все основания предполагать, что его утвердят.

Список актов о дорожном движении

  1. ФЗ от 10.12.1995 № -ФЗ, в котором чётко определены правовые основы в области безопасности дорожного движения. Основными задачами нормативного акта являются охрана имущества, здоровья, жизни людей, защита законных интересов и прав, интересов общества и страны в целом по вопросам, касающимся предупреждения наступления аварий, связанных с автотранспортными средствами и тяжести от их наступления;
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № , основным направлением которого является повышение эффективности применения транспортных средства, а также определение основных способов, отвечающих за безопасность на дорогах;
  3. ПДД, утверждённые вышеназванным Постановлением. Эти нормы содержат в себе основы поведения на дороге, обозначение знаков, разметки, которые неукоснительно должны соблюдать все члены движения на дороге. Основным назначением ПДД является снижение аварийности и наведение порядка и безопасности на дорогах.

Вышеназванные акты являются основными, при регулировании вопросов, касающихся передвижения транспортных средств и пешеходов. Однако не стоит забывать о том, что вопрос безопасности на дорогах зависит не только от правил передвижения, но также от технического состояния транспорта, порядка его досмотра, допуска и пр.

В связи с этим существует огромный перечень нормативных актов ведомств, касающихся перемещения на дорогах. Например, Приказ Минтранспорта РФ от 20 августа 2004 г. № об определении норм рабочего времени и времени, полагающегося на отдых, для водителей.

Общее количество актов, основным назначением которых является установление безопасности на дорогах, уже давно в РФ перевалило за 50. В этот список не входят ГОСТы, руководящие документы.

Как видно из представленного выше, что вопрос, касающийся передвижения на дорогах, а также безопасности в этой сфере является одним из приоритетных направлений политики РФ, в связи с чем нормы, касающиеся автотранспорта, постоянно дополняются и изменяются, а ответственность — ужесточается.

Всё же основными нормативными актами этой сферы заслуженно стали вышеуказанный закон и ПДД.

Закон № 196-ФЗ

Принципы безопасности дорожного перемещения можно сформулировать следующим образом:

  1. Преобладание ценности человеческой жизни и здоровья над итогами хозяйственной деятельности;
  2. Ответственность государства должна быть больше чем ответственность граждан, участвующих в движении;
  3. Обеспечение безопасности передвижения есть ничто иное, как следование интересам и правам граждан;
  4. Безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в совокупности действующих норм при целевом подходе в деятельности.

Названный нормативный акт состоит из восьми глав с общим количеством статей 33.

Условно всё содержание закона о дорожном движении можно определить следующим образом.

Глава 1 раскрывает общие сведения о законе:

  • задачи акта;
  • основные термины, используемые по тексту;
  • принципы обеспечения безопасности на дорогах;
  • основы перемещения на дорогах.

Глава 2 информирует о государственной политике по этому вопросу:

  • основные направления работы;
  • полномочия госорганов, в том числе и в субъектах по вопросам, отнесённым к рассмотрению безопасности на дороге;
  • участие иные общественных организаций в вопросах, отнесённых к ведению этого закона;
  • учёт показателей, связанных с безопасностью на дорогах.

Глава 3 информирует о существующих программах.

Глава 4 определяет основные требования по вопросам безопасности:

  • при планировании, строительстве, ремонте и содержании дорожного полотна;
  • при его оборудовании объектами обслуживания;
  • необходимость временного ограничения при передвижении по дорожному полотну;
  • требования, касающиеся изготовления запасных частей к транспорту;
  • требования, связанные с использованием авто, а также его техническом осмотре;
  • список мероприятий, которые могут быть при организации дорожного движения;
  • перечень требований к предприятиям, предпринимателям, гражданам;
  • условия получения водительских прав, прекращение и приостановление их действия;
  • порядок обучения граждан в целях безопасного вождения авто.

Глава 5 определяет, кто осуществляет надзор в этой области.

Глава 6 устанавливает ответственность за нарушение законодательства.

Глава 7 содержит сведения о международных договорах в этой области.

Глава 8 о заключительных положениях, о порядке вступления в силу закона.

Организация дорожного движения

Теперь в соответствии со статьей №21 ФЗ №443 от 29.12.2017 организация дорожного движения, в том числе разработка и расположение парковочных мест, происходит на основании проектной документации, которая разрабатывается на основании правил из четвертой главы этого же нормативно-правового акта.

Кроме того, вся деятельность по организации дорожного движения в РФ должна проводиться на основании этого Закона. А перечень документов, который необходим для проведения организации дорожного движения, должен устанавливаться Правительством РФ. В соответствии с этим претерпели изменения статьи №21 и 22 ФЗ №196 от 10.12.1995.

Если ПДД противоречит Закону

Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.

По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.

Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.

Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.

Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.

Последние изменения в ПДД

  • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
  • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
  • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
  • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
  • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
  • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
  • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
  • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
  • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
  • порядке передвижения в велосипедной зоне;
  • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.

https://youtube.com/watch?v=4IMh6eTpLJM%3F