Двойной обгон (фильм)

Двойной обгон в ПДД

Итак, двойной обгон не подразумевается прямо действующей редакцией ПДД, но в соответствии с теми или иными статьями правил можно самостоятельно определить в каких ситуациях разрешено, а в каких запрещено совершать маневры, указанные на рисунках.

В каких случаях запрещается

По правилам движения выполнение обгона сопровождается:

  • включением сигнала поворота;
  • выездом на встречную полосу движения;
  • объездом или опережением автотранспорта, движущегося по своей полосе;
  • возвратом на свою полосу.

Выполнение данного маневра должно производиться в условиях достаточной видимости и без образования помех в движении иного автотранспорта (статья 11.1).

Обгон запрещено выполнять в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • впереди движущееся транспортное средство приступило к обгону другого автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и так далее);
  • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал поворота налево для выполнения обгона, поворота или разворота;
  • автотранспортное средство, следующее сзади, приступило к выполнению маневра «Обгон»;

  • автомобиль, совершающий обгон, не может, не создавая помех другим видам транспортных средств, вернуться в занимаемую сторону (начальную полосу, из которой водитель приступил к обгону).

Данные правила означают, что обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

На рисунке представлена рассмотренная ранее ситуация. Желтый автомобиль приступил к выполнению обгона синего автомобиля. В это же время красная автомашина пытается совершить обгон и желтого и синего автомобиля, что прямо запрещается правилами (пункт 11.2).

В соответствии со статьей 11.4 ПДД обгон запрещается выполнять:

  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Такое правило введено из-за увеличения опасности в связи с движением поездов;
  • на регулируемых перекрестках, так как светофоры (сигналы регулировщика), как правило, разрешают одновременное движение во встречных направлениях;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении автомобиля по второстепенной дороге (второстепенной является дорога, на которой установлен знак «Уступи дорогу»), так как преимущественное право продолжить движение без помех имеют автотранспортные средства, которые осуществляют движение по главной дороге;
  • на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а так же в тоннелях;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другим автотранспортом, но и человеком;
  • в зоне действия знака «Обгон запрещен» или на участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией;
  • на опасных участках или в зоне с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль при совершении двойного обгона друг за другом ограничивает видимость водителя, то и совершение данного маневра так же запрещено действующими правилами.

Рассмотренная ситуация представлена на рисунке. Красный автомобиль, движущийся первым, выполняет обгон двух синих автотранспортных средств в соответствии с правилами.

Второй красный автомобиль так же совершает обгон, то так как видимость на проезжей части ограничена первым автомобилем, то вторая автомашина не имеет права выполнять данный маневр (статья 11.4).

Где не запрещен

Существуют ли ситуации, при которых выполнение двойного обгона разрешается?

Ранее в правилах движения определение «Обгон» имело несколько иную трактовку, по которой опережение с выездом на встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких транспортных средств был запрещен.

В настоящее время такое действие правилами не запрещается. Однако среди водителей бытует мнение, что одновременное опережение двух и более автомототранспортных средств так же считается двойным обгоном.

На рисунке показано, что красный автомобиль обгоняет сразу два синих автотранспортных средства.

Следует так же различать такие понятия как «Обгон» и «Опережение». Если для обгона автотранспорта не требуется выезд на встречную полосу движения, то такой обгон является опережением.

Для выполнения маневра «Опережение» нет таких строгих ограничений, как для обгона. При опережении впереди идущего автотранспорта водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для совершения маневра.

Опережение можно осуществлять:

  • по нескольким полосам одновременно, то есть при выполнении этого маневра не следует опираться на правило, запрещающее обгон автомобиля, которым совершается аналогичный маневр;
  • по одной полосе вслед друг другу, то есть в отличие от обгона опережение может производиться несколькими автомашинами одновременно.

Можно ли выполнять двойной обгон

Термина двойного обгона нет в ПДД. Но, например, в 11 пункте Правил сказано, что водитель непременно должен удостовериться, что на встречной полосе нет транспорта. Прописаны и пояснения к правилу – нельзя совершить обгон, если:

  • водитель уже видит, что обгон не удастся закончить, не создавая помех остальным участникам движения;
  • идущий сзади автомобиль уже начал совершать объезд раньше вашего авто;
  • впереди идущее авто, которое вы намеривались обогнать, начало это проделывать по отношению к впереди идущему к нему автомобилю.

Описанное правило обрисовывает картину двойного обгона, не называя его так. Таким образом, объезд «паровозом» противоречит п. 11 правил ПДД.

Но какой маневр будет считаться правильным? Достаточно придерживаться правил и действовать «от противного» – можно обгонять, если нет таких запретов как:

  • наличие рядом пешеходного перехода или перекрестков;
  • маневр выполняется на мосту;
  • стоит запрещающий знак на обгон;
  • рядом располагается железнодорожный переезд;
  • есть «слепые зоны» в виде поворотов, подъемных участков и других;
  • впереди движется машина, включившая сигнал левого поворотника;
  • наличие встречного авто.

В правилах не сказано, что нельзя совершать обгон сразу нескольких авто, но стоит запрет на обгон «паровозом». С оговоркой, что обгон не помешает движению встречных машин.

Двойной обгон в ПДД

Итак, двойной обгон не подразумевается прямо действующей редакцией ПДД, но в соответствии с теми или иными статьями правил можно самостоятельно определить в каких ситуациях разрешено, а в каких запрещено совершать маневры, указанные на рисунках.

В каких случаях запрещается

По правилам движения выполнение обгона сопровождается:

  • включением сигнала поворота;
  • выездом на встречную полосу движения;
  • объездом или опережением автотранспорта, движущегося по своей полосе;
  • возвратом на свою полосу.

Выполнение данного маневра должно производиться в условиях достаточной видимости и без образования помех в движении иного автотранспорта (статья 11.1).

Обгон запрещено выполнять в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • впереди движущееся транспортное средство приступило к обгону другого автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и так далее);
  • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал поворота налево для выполнения обгона, поворота или разворота;
  • автотранспортное средство, следующее сзади, приступило к выполнению маневра «Обгон»;

Данные правила означают, что обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

На рисунке представлена рассмотренная ранее ситуация. Желтый автомобиль приступил к выполнению обгона синего автомобиля. В это же время красная автомашина пытается совершить обгон и желтого и синего автомобиля, что прямо запрещается правилами (пункт 11.2).

В соответствии со статьей 11.4 ПДД обгон запрещается выполнять:

  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Такое правило введено из-за увеличения опасности в связи с движением поездов;
  • на регулируемых перекрестках, так как светофоры (сигналы регулировщика), как правило, разрешают одновременное движение во встречных направлениях;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении автомобиля по второстепенной дороге (второстепенной является дорога, на которой установлен знак «Уступи дорогу»), так как преимущественное право продолжить движение без помех имеют автотранспортные средства, которые осуществляют движение по главной дороге;
  • на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а так же в тоннелях;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другим автотранспортом, но и человеком;
  • в зоне действия знака «Обгон запрещен» или на участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией;
  • на опасных участках или в зоне с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль при совершении двойного обгона друг за другом ограничивает видимость водителя, то и совершение данного маневра так же запрещено действующими правилами.

Рассмотренная ситуация представлена на рисунке. Красный автомобиль, движущийся первым, выполняет обгон двух синих автотранспортных средств в соответствии с правилами.

Второй красный автомобиль так же совершает обгон, то так как видимость на проезжей части ограничена первым автомобилем, то вторая автомашина не имеет права выполнять данный маневр (статья 11.4).

В каких случаях разрешен обгон справа, читайте здесь.

Где не запрещен

Существуют ли ситуации, при которых выполнение двойного обгона разрешается?

Ранее в правилах движения определение «Обгон» имело несколько иную трактовку, по которой опережение с выездом на встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких транспортных средств был запрещен.

В настоящее время такое действие правилами не запрещается. Однако среди водителей бытует мнение, что одновременное опережение двух и более автомототранспортных средств так же считается двойным обгоном.

На рисунке показано, что красный автомобиль обгоняет сразу два синих автотранспортных средства.

Следует так же различать такие понятия как «Обгон» и «Опережение». Если для обгона автотранспорта не требуется выезд на встречную полосу движения, то такой обгон является опережением.

Для выполнения маневра «Опережение» нет таких строгих ограничений, как для обгона. При опережении впереди идущего автотранспорта водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для совершения маневра.

Опережение можно осуществлять:

  • по нескольким полосам одновременно, то есть при выполнении этого маневра не следует опираться на правило, запрещающее обгон автомобиля, которым совершается аналогичный маневр;
  • по одной полосе вслед друг другу, то есть в отличие от обгона опережение может производиться несколькими автомашинами одновременно.

Когда запрещено и когда разрешено обгонять

Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.

Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:

  1. Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
  2. Действие происходит на пешеходных дорожках.
  3. Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
  4. Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.

Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:

  • возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
  • вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
  • вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
  • при движении по мосту;
  • на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
  • на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
  • при наличии свободного места на встречной полосе;
  • если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
  • при движении впереди машины с включённым левым поворотом.

Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.

Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.

Начало обгона

Начало обгона подразумевает уже принятое водителем решение приступить к маневрам. Но еще на стадии принятия решения следует навсегда отказаться от обгона по главной дороге на нерегулируемых перекрестках и от обгона на правом закруглении дороги (при ее закруглении направо). Эти две ситуации непредсказуемо таят множество непредвиденных опасностей.

Перед началом обгона необходимо убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии. Оценить обстановку впереди по движению, обычно, бывает не трудно, поскольку вся дорога перед глазами. Но необходимо учесть, что когда на «горизонте» появляется встречный автомобиль, то приближается он очень быстро (встречные скорости двух машин складываются).

Еще необходимо убедиться, что ваш автомобиль никто не обгоняет в этот момент времени. Для этого достаточно следить за обстановкой сзади как по зеркалам заднего вида, так и проверяя слепую зону взглядом.

Для того, чтобы обгон прошел быстро, необходимо начать разгон, двигаясь еще в своей полосе. Смысл в том, чтобы успеть достаточно разогнаться еще до того, как выедете из своей полосы. На авто с механической КП целесообразно переключиться на низшую передачу.

Чтобы иметь место для разгона, не следует «прижиматься» к обгоняемому автомобилю

Многие обращали внимание на чужие привычки «сидеть на хвосте» другого автомобиля. Из такого положения водитель не может разогнаться: он сначала выезжает на встречку, и уже на ней приступает к разгону

Это не правильно, потому как увеличивается время обгона. А за эти секунды быстро изменяется обстановка.

Несмотря на то, что современный автомобиль умеет ускоряться очень быстро, целесообразно не просто надеяться, что он «вывезет» в трудную минуту, а использовать эти качества автомобиля с наибольшей отдачей и наилучшей пользой.

Если между «передним» автомобилем, который вы намерены обогнать, и вашим авто дистанция по каким-то причинам сократилась, тогда есть смысл сначала немного отстать от него. Для этого можно чуть сбавить скорость, и «отпустить» его вперед.

Отстав от «переднего» авто, вы тем самым обеспечите себе дополнительный обзор дороги впереди по движению, и место, необходимое для разгона. Разогнаться еще до начала перестроения необходимо для того, чтобы сократить время пребывания на встречной полосе.

Перед обгоном обязательно включаете указатель левого поворота. Вне населенного перед началом обгона можно подать звуковой сигнал для привлечения внимания обгоняемого (пункт 19.10 ПДД). Вместо звукового сигнала или совместно с ним можно подать световой сигнал кратковременным переключением фар с ближнего на дальний свет (пункт 19.11 ПДД).

Далее, одновременно с разгоном перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете опережение попутчика (обгоняемого).

Можно ли совершать обгон на перекрестке?

Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.

Обгон на главной дороге

Выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта на перекрестке разрешается, если движение происходит по главной дороге. Исключение одно — перекресток оборудован светофором или регулируется регулировщиком.

Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?

Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?

Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.

Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.

Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru

На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).

Обгон на нерегулируемых перекрестках

Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.

Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог

В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:

  • ТС движется по главной;
  • дорога идет прямо и не поворачивает;
  • перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
  • перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.

На двухполосном

Количество полос на дороге при совершении маневра не имеет принципиального значения. Обгон предусматривает выезд на встречную полосу, так что для двухполосного перекрестка действуют все те же положения пункта 11.4 ПДД РФ.

Обгон на трассе

Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.

Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.

Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.

Обгон вне населенного пункта

Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.

Обгон через сплошную

В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.

Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.

Можно ли перед и сразу после перекрёстка?

Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:

  • если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
  • вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
  • в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.

Правила обгона двух и более транспортных средств подряд

Понятие обгона приведено в ПДД — пункте 1.2.

Поэтому ответ на вопрос, разрешен ли двойной обгон, однозначный — да, но при определенных условиях.

Детальные указания относительно совершения такого маневра даны в главе 11 Правил.

Обгон одного или нескольких транспортных средств совершается с соблюдением определенных правил.

Прежде чем начинать обгонять транспорт, следует убедиться, что на встречке нет движущихся навстречу автомобилей или они находятся на удалении, достаточном для совершения маневра. При этом не будет создаваться опасность движения ТС на проезжей части или помехи участвующим в дорожном движении (11.1).

Требование уместно, так как любое движение по встречной полосе — это большой риск и для автомобилиста, и для прочих участников.

Если вдруг действия водителя привели к аварии, то виновным будут считать именно его.

От обгона следует воздержаться лишь при определенных обстоятельствах (11.2):

  1. Во время совершения объезда (обгона) автомобилем, находящимся впереди.
  2. До совершения маневра на движущемся впереди транспорте подан сигнал поворота влево.
  3. Авто позади начало обгонять транспорт.
  4. При обгоне будет создана помеха обгоняемому авто и опасность для движения транспорта. При этом невозможно без указанного риска вернуться на полосу, с которой выехал транспорт.

Таким образом, запрет действует при маневрировании впереди или позади идущего транспорта.

Обгонять запрещено и при недостаточной скорости ТС — когда создается риск невозможности завершения маневра по этой причине.

То есть если водитель изначально видит, что с трудом догоняет на своем авто следующий впереди транспорт, обгонять нельзя.

Запреты действуют и на определенных участках (11.4):

  • в районе перекрестков, независимо от того, регулируются они или нет. Но если автомобиль движется по второстепенной дороге;
  • на «зебре»;
  • на ЖД-переездах и в 100 метрах от них;
  • при завершении подъема, на опасном повороте и прочих участках с плохой видимостью.

Дополнительно следует учитывать и ст. 9.11 Правил.

Недопустимо ехать по встречке на дороге, имеющей двустороннее движение, если эта полоса отделена:

  • путями для трамваев;
  • разделительной полосой;
  • определенной разметкой (1.1, 1.3 или же 1.11), если прерывистая размещена с левой стороны.

Пунктом определен запрет нахождения ТС на встречке, если она отделена сплошной (одинарной или двойной).

То есть если водитель заранее видит окончание прерывистой разметки и приближающуюся сплошную, обгонять не нужно.

Как правильно выполнить

Действия водителя перед началом:

  1. Перед выполнением такого маневра необходимо убедиться, что нет запрещающего это знака или разметки (сплошной , двойной сплошной).
  2. Затем проверить наличие транспортных средств на полосе, по которой будет совершен маневр. Оценить, достаточна ли дистанция для обгона, не совершает ли подобное действие сзади- или впередиидущее транспортное средство.
  3. Далее необходимо включить левый поворотный сигнал, понизить передачу, повысить обороты двигателя, до упора нажать на педаль газа.
  4. Выехать на встречную полосу. Не подрезать обгоняемую машину, а проехать еще немного вперед.
  5. Потом включить правый поворотный сигнал и вернуться на покинутую ранее полосу.
  6. Выключить правый поворотный сигнал.
  7. Продолжить движение, повысив передачу.

Включенный поворотный сигнал не дает абсолютно никаких преимуществ при движении и от ответственности при аварийных ситуациях не избавляет.

Если водитель увидел, что у ТС впереди мигает левый поворотник, он должен отложить свою попытку и снизить скорость. Следует подождать, пока авто завершит обгон еще одного участника движения, скорость которого меньше.

Кроме того, передняя машина может начать поворачивать налево или приготовиться к повороту. Для предотвращения ДТП ее категорически запрещается обгонять.

Если маневр совершает транспортное средство сзади, нельзя ему мешать. Не стоит не только вилять на дороге и увеличивать скорость, но и понижать ее. Ведь водитель может передумать совершать обгон и попытаться вернуться на свою полосу.

В идеале, водитель обгоняемого ТС должен помочь второму быстро и безопасно завершить начатое действие.

Иногда большегрузный автомобиль или автобус не пропускает следующую за ним машину, нарушая тем самым ПДД. В этом случае необходимо быть начеку. Возможно, это попытка предотвратить дорожное происшествие, ведь оттуда значительно дальше и лучше видна дорога.

Если водитель обгоняемой машины обнаружил помеху, которая не видна обгоняющему, необходимо предупредить о ней: посигналить, включить левый поворотный сигнал или стоп-сигналы. В редких случаях можно создать препятствие, переместив авто на левую полосу.

Если водитель понимает, что не сможет совершить маневр, не мешая другим автомобилям, осуществляющим встречное или попутное движение, то не стоит совершать маневр с риском для себя и других.

Если передвигающееся спереди транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным переходом, то следующему нужно сделать то же самое. Скорее всего, по нему идут люди. Так что лучше не рисковать и не начинать обгон.

Нельзя забывать, что обгон на самом пешеходном переходе, даже по которому не движутся пешеходы, запрещен с 2014 года.

Специально для обгоняющих водителей были разработаны следующие рекомендации:

  • расстояние между машинами должно быть не менее 1,5 метров;
  • скорость обгоняющего авто должна быть больше на 15-20 км/ч;
  • водителя обгоняемого транспортного средства желательно предупредить сигналом;
  • при подъезде к автомобилю, чтобы не ослепить водителя, переключить фары в ночное время с дальнего света на ближний, а днем наоборот.

Остальные транспортные средства должны держаться правой стороны, ближе к обочине.

В случае подозрения на возможность аварии водитель должен переместить машину ближе к обочине, снизить скорость, уступив место обгоняющему спереди. Или повысить скорость, уступив место сзади.

Двойной обгон в ПДД

Так, двойной обгон не подразумевается в редакции правил дорожного движения прямого действия, но в соответствии с некоторыми статьями правил вы можете самостоятельно определять, в каких ситуациях он разрешен, а в каких запрещен маневры, указанные в цифры.

В каких случаях запрещается

Согласно правилам дорожного движения обгон сопровождается:

  • объезжать или опережать движущиеся по полосе транспортные средства;
  • выезд со встречной полосы;
  • включить указатель поворота;
  • вернись на свой переулок.

Этот маневр должен выполняться в условиях достаточной видимости и без создания помех движению других транспортных средств (статья 11.1).

Обгон запрещен в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • автомобили впереди подают сигнал левого поворота для обгона, поворота или поворота;
  • впереди идущий автомобиль начал обгонять другое транспортное средство (мотоцикл, автобус, грузовик и т д);
  • следующее сзади транспортное средство начало маневр обгона»;

обгоняющий автомобиль не может вернуться на занимаемую им сторону (стартовую полосу, с которой водитель начал обгон), не создавая помех другим типам транспортных средств).

Эти правила означают, что запрещается обгонять машину, которая уже начала обгон или только начинает выполнять маневр.

На рисунке показана ранее рассмотренная ситуация. Желтая машина начала обгонять синюю. При этом красная машина пытается обогнать как желтую, так и синюю машину, что прямо запрещено правилами (п. 11.2).

11.4 ПДД запрещается обгон:

  • на мостах, путепроводах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях;
  • на нерегулируемых перекрестках, когда автомобиль движется по второстепенной дороге (второстепенная дорога — это дорога, на которой установлен знак «Пропустите»), поскольку транспортные средства, движущиеся по главной дороге, имеют преимущественное право продолжать движение без помех;
  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Этот стандарт был введен в связи с повышенной опасностью движения поездов;
  • на регулируемых перекрестках, поскольку светофоры (разрешенные официальные сигналы), как правило, разрешают одновременное движение в противоположных направлениях;
  • в зоне знака обгона или на участке дороги, где разделение полос обозначено сплошной линией;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другими транспортными средствами, но и с человеком;
  • в опасных зонах или в местах с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль ограничивает видимость водителя двойным обгоном подряд, этот маневр также запрещен действующими правилами.

Рассматриваемая ситуация изображена на рисунке. Красный автомобиль, который едет первым, обгонит два синих автомобиля в соответствии с правилами.

Второй автомобиль красного цвета также обгоняет, поэтому, поскольку видимость на проезжей части дороги ограничена первым автомобилем, второй автомобиль не имеет права выполнять этот маневр (Статья 11.4).

Когда действие знака заканчивается — обгон запрещен, в статье указано: где запрещен обгон.

Где не запрещен

Есть ли ситуации, в которых разрешен двойной обгон?

Ранее в ПДД определение «Обгон» имело несколько иное толкование, согласно которому продвижение со стартом в встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких автомобилей это было запрещено.

На данный момент это действие не запрещено правилами. Однако среди водителей широко распространено мнение, что одновременное движение двух или более автомобилей также считается двойным обгоном.

На рисунке видно, что красный автомобиль одновременно обгоняет два синих автомобиля.

Также следует различать такие понятия, как «Обгон» и «До». Если обгоняющим машинам не нужно выезжать на встречную полосу, то обгон осуществляется вперед.

На выполнение маневра головой нет таких жестких ограничений, как на обгон. При движении впереди идущего впереди транспортного средства водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для маневра.

Аванс может быть сделан:

  • в полосе движения, которые следуют друг за другом, то есть, в отличие от обгона, преимущество может быть получено несколькими автомобилями одновременно.
  • одновременно на нескольких полосах движения, то есть при выполнении этого маневра нельзя полагаться на правило, запрещающее обгон автомобиля, выполняющего аналогичный маневр;

Необходимость в проведении опережения и обгона

Обгон — это взаимодействие трёх последовательных движений автомобиля на дороге.

Машина перестраивается на движение вперёд по встречной полосе, идёт на объезд и занимает прежнее место в полосе. Такое передвижение совершается на дороге часто. И владельцам автотранспорта надо быть уверенным в том, когда можно это делать, а в каком случае — нельзя. Ошибка автомобилиста обойдётся ему серьёзным штрафом. Более того, автовладельца могут лишить водительских прав на долгое время.

Есть водители с солидным водительским стажем, которым трудно различить понятия — опережение и обгон. Но неправильное понимание этих терминов ведёт к частым разбирательствам с инспекторами и даже — авариям.

Опережение связано с продвижением транспорта по дороге с превышением скорости рядом двигающихся автомобилей. В этом варианте не происходит выход на встречную полосу. И, в отличие от обгона, опережение возможно проводить как с левой, так и с правой стороны.

Автомобилистам надо правильно разбираться в том, что такое двойной обгон. В том случае, когда он совершается следом за объезжающим авто, процесс называют «паровозиком» или «гуськом» и считают двойным обгоном.

Как правило, это разрешается автомобилю, выехавшему первым. Практически все остальные участники движения, которые следуют за первым, уже нарушают правила. Они и создают «паровозик».

Полотно дороги слабо просматривается, водители не оценивают ситуацию и происходит дорожно-транспортное происшествие.