Содержание
- Знаки, регулирующие скорость в населенном пункте
- Оглавление
- Что такое разделительная полоса и зачем нужна
- Как ограничено движение на разделительной полосе
- Кому разрешено ездить по разделительной полосе
- Какой штраф за движение по разделительной полосе
- Лишают ли прав за езду по разделительной полосе
- Можно ли не платить или заплатить со скидкой
- Запомнить
- Штраф за движение по левой полосе за городом
- Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении
- Как перестроиться на перекрестке?
- Одновременное перестроение
- Поворот направо на перекрестке
- Какой штраф за движение по левой полосе?
- Боюсь перестраиваться в потоке
- Что написано о движении по левой полосе в ПДД?
- Направления движения по полосам
- Движение по «выделенке»
- Первый этап
Знаки, регулирующие скорость в населенном пункте
Так как речь идет о специфических зонах ограничения скорости, начнем с обозначения этих территорий/ мест.
Изображение | Наименование | Номер знака |
---|---|---|
Автомагистраль | 5.1 | |
Конец автомагистрали | 5.2 | |
Начало населенного пункта (в котором действуют ограничения в соответствии с нормами п. 10.2 ПДД РФ) | 5.23.1
5.23.2 |
|
Конец населенного пункта | 5.24.1
5.24.2 |
|
Жилая зона | 5.21 | |
Конец жилой зоны | 5.22 |
Стоит помнить, что существуют и другие знаки, отмечающие начало и конец населенного пункта – это знаки на синем фоне 5.25 (начало) и 5.26 (конец).
Если знаки начала / конца населенного пункта изображены на синем фоне, то правила п. 10.2 ППД РФ на зону между ними не распространяются, и ограничения скорости не применяются.
Теперь непосредственно о дорожных знаках, регулирующих скоростной режим. Основные:
Изображение | Наименование | Номер знака |
---|---|---|
Ограничение скорости | 3.24 | |
Конец ограничения | 3.25 | |
Конец всех ограничений | 3.31 |
Еще знаки, так или иначе относящиеся к скоростному режиму в населенном пункте:
Изображение | Наименование | Номер знака |
---|---|---|
Минимально допустимая скорость | 4.6 | |
Конец ограничения минимальной скорости | 4.7 | |
Рекомендуемая скорость | 6.2 | |
Зона с ограничением скорости | 5.31 | |
Конец зоны с ограничением скорости | 5.32 | |
На знаках, обозначающих полосы, могут быть указаны ограничения, которые необходимо соблюдать | 5.15.8 |
Оглавление
Что такое разделительная полоса и зачем нужна
Это часть дороги, которая разводит транспортные потоки чаще всего встречного направления. Она бывает асфальтированной, с газоном или в как разметка на дороге — в виде сплошной линии у края проезжей части.
Полоса разграничивает транспортные потоки, чтобы движение в противоположных направлениях было более безопасным. Машина находится дальше от встречки, поэтому лобовое столкновение практически исключено.
Чаще всего разделительная полоса — два бордюра и газон, которые делят встречные потоки
Полоса бывает из двух линий, с расстоянием между ними в машину
Как ограничено движение на разделительной полосе
По п. 9.9 правил дорожного движения водителям запрещено ездить по разделительной полосе, а также останавливаться на ней или парковаться.
Такие же запреты установлены для тротуаров, обочин, пешеходных и велодорожек. При этом закон разрешает дорожным и коммунальным службам и грузовикам нарушать это правило, если им так проще подъехать к точке назначения. Но по разделительной полосе нельзя двигаться даже им.
Кому разрешено ездить по разделительной полосе
Машины оперативных служб с мигалкой. Полицейские, пожарные, скорые и другой спецтранспорт с синим фонарем могут проехать по разделительной полосе из разметки. Обязательное условие — включить на это время мигалку и звуковое оповещение.
Машины в составе кортежа. Выехать на полосу можно и просто так, если автомобиль сопровождают полицейские с синими и красными фонарями. При этом водитель должен зажечь ближний свет.
Какой штраф за движение по разделительной полосе
1500 рублей — за неверное расположение машины на дороге. Если водитель выезжает на разделительную полосу, значит, по закону попадает за пределы проезжей части. Это нарушение.
500 рублей — за наезд на сплошную линию. Любая разделительная полоса, даже из газона, обычно отмечена линиями по краям. Если водитель выезжает на полосу, значит, автоматически наезжает на эту линию, то есть нарушает разметку.
Два штрафа суммируются:
1500 + 500 = 2000 рублей
Лишают ли прав за езду по разделительной полосе
Нет, по закону за такое нарушение возможен только штраф, в сумме не более 2 000 рублей.
На практике когда водитель заезжает на разделительную полосу, его все же могут лишить прав. Так бывает, когда водитель обгоняет поток по запрещенной полосе, а за ним или ему навстречу едет машина с мигалкой — например, скорая. При плотном движении ему некуда деваться, а значит, он попадает уже под другую статью — за непредоставленное преимущество. В этом случае будет штраф от 3000 рублей или лишение на 3–12 месяцев.
Игорь Мирзоев, юристЛишить прав за езду по разделительной полосе могут только в одной дорожной ситуации. За автомобилем, выехавшем на разделительную полосу, следует автомобиль с включенным одновременно проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, например машина ГИБДД. Может получиться, что водитель, выехавший на разделительную полосу, не сможет уступить полицейским проезжую часть. Например, на дороге пробка, в которой автомобили стоят во всех полосах движения и не могут освободить водителю дорогу.
При такой ситуации в отношении водителя, выехавшего на разделительную полосу, могут возбудить административное дело по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Наказание — штраф или лишение.
Можно ли не платить или заплатить со скидкой
Штраф можно заплатить со скидкой 50%. Для этого успевайте погасить долг в первые 20 дней.
Игорь Мирзоев, юристАдминистративный штраф можно не платить, только когда вы можете его оспорить. Для этого обратитесь с жалобой на постановление об административном правонарушении к вышестоящему должностному лицу ГИБДД или в суд.
Запомнить
- Разделительная полоса — часть дороги, которая делит противоположные потоки. Она бывает из газона, асфальта, разметки.
- На такой полосе нельзя ездить, останавливаться, парковаться. Исключения — для машин с мигалками.
- За выезд на полосу два штрафа на общую сумму до 2000 рублей.
- Если ехать по полосе и не уступить машине с мигалкой, возможно лишение.
- Штраф можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
Все статьи автора: Илья Новиков
Штраф за движение по левой полосе за городом
Нарушение любой из частей п. 9.4, содержащего требования к расположению ТС на проезжей части, включая передвижение по левой полосе при свободной правой, в ситуациях, когда это запрещено, квалифицируется положениями ст. 12.15 КоАП РФ.
За подобное нарушение водителя ожидает штраф в размере 1 500 рублей. Нюансы назначения такого наказания связаны с тем, что сотрудникам ГИБДД сложно доказать умышленный характер нарушения. Водителю легко оправдаться, заявив, что выезд на левую полосу не связан с выполнением маневра.
Поэтому на практике штраф можно получить только при вопиющем нарушении, вызвавшем серьезные сложности для пропускной способности автодороги. Однако не стоит рассчитывать, что подобные действия будут проходить постоянно. Тем более что это создает серьезные помехи для других водителей.
Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговое движение – это поворот направо. Более того, в качестве подсказки, дорожной разметкой 1.7 может быть обозначено конкретное направление въезда на круг по каждой из полос. Это очень удобно.
В качестве примера можно посмотреть видеоролик в статье Столкновение на круге. Там хорошо видно разметку.
В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда. Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то рекомендуется въезжать на круговой перекресток с других полос, кроме крайней правой.
Это нужно для того, чтобы избежать ненужных перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток. Именно перестроения на кругу таят в себе много неприятностей.
Опасность перестроений на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности. Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда. В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи с поворотом направо на перекрестке или траекторией поворота направо – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности. Для этого нужно постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Будьте внимательны за рулем.
Как перестроиться на перекрестке?
Приемы безопасности, связанные с маневром «смена полосы движения», рассмотрены в одноименной серии статей «Перестроение».
Процесс перестроения непосредственно на перекрестке ничем не отличается от этого процесса в любом другом месте на проезжей части. Но территориально перестроение на перекрестке ограничено размерами перекрестка, к тому же на выезде с него имеется встречный участок дороги (отделенный разметкой или без нее).
Еще необходимо понимать, что ситуация развивается в динамике. Скажем так: когда рядом едут два автомобиля, то с момента принятия решения до начала его выполнения оба! автомобиля проедут какое-то расстояние.
Машины движутся неравномерно, часто получается, что один автомобиль обязательно окажется немного впереди, другой — позади, вокруг едут другие машины. У каждого из водителей свое собственное понимание ситуации, которую он видит, т.е. восприятие разное.
Проблема в том, что один человек может смотреть и видеть, а другой может даже не обратить внимания на происходящее. При этом необходимо помнить, что время проезда перекрестка ограничено «длиной» разрешающего сигнала светофора, а размеры перекрестка ограничены физически его площадью.
Теперь, к делу. Правило перестроения, диктуемое пунктом 8.4 ПДД, действует независимо от наличия разметки полос на дороге, в т.ч. на перекрестке. Когда разметка полос на проезжей части отсутствует, пункт 9.1 ПДД обязывает водителей самостоятельно определять количество полос «на глазок».
Предположим, ваш автомобиль едет по левой полосе, вы подъезжаете к перекрестку, вам нужно «прямо». Рядом с вами по правой полосе едет другой автомобиль, и он движется чуть быстрее вас. Вы понимаете, что вам обоим предстоит выехать с перекрестка в одну полосу, т.е. вы можете столкнуться! Вы это понимаете, но вы не можете знать, что об этом думает ваш оппонент, едущий справа.
Ситуация усугубляется тем, что водитель правой машины по разным причинам может не заметить ваш автомобиль слева (возможно, ваша машина будет в слепой зоне зеркал), несмотря на то, что перестраиваясь, согласно пункту 8.4, он должен уступить вам дорогу.
Как поступить в этом случае вам, ну или любому водителю, кто будет ехать по левой полосе? Вариантов, собственно, всего два: либо вы сигналите, предупредив о возможном столкновении, и выезжаете первым с перекрестка, либо вы чуть сбавляете скорость и впускаете «правого» впереди себя в свой ряд, т.е. даете ему возможность перестроиться впереди вас.
Какой вариант более целесообразный для вас — решать вам. Но если видите, что столкновение неминуемо, целесообразно выбрать второй вариант. Уступая дорогу, имея преимущество, вы НЕ нарушаете Правила, но в условиях возможной аварии сохраняете свой автомобиль, и экономите время, избегая последующих разбирательств.
Теперь, как перестроиться на перекрестке, если вы оказались в положении водителя, который едет в направлении «прямо» по правой полосе, по той самой, которая на выезде упирается в тротуар?
В этом случае у вас также имеется два варианта: перестроиться левее с опережением попутчика, который едет слева, но не создавая ему помех, либо, пропустить его вперед, и после него перестроиться влево. Выбор варианта зависит от обстоятельств
Нужно обратить внимание на то, что по левой полосе может ехать много машин, следовательно, их всех придется пропускать, пока не появится возможность проехать самому
Перед тем, как совершить перестроение, нужно знать обстановку на дороге с той стороны, в которую вы совершаете маневр. Зеркала заднего вида не дают полную картину дороги. Есть смысл быстро повернуть голову (например, влево) и посмотреть, что там, на дороге.
Смысл в том, чтобы быстро оценить обстановку: сколько там машин, как они далеко, как быстро едут, и также быстро принять решение: либо дать газу и перестроиться, либо тормознуть и уступить. Эту «операцию», т.е. оценку обстоятельств, есть смысл делать и на ходу, и во время остановки перед светофором.
Алгоритм перестроения на перекрестке простой: взгляд в зеркало заднего вида — оценка ситуации — поворот головы и взгляд в сторону перестроения для проверки слепой зоны зеркал — принятие решения (приступить к перестроению или воздержаться) — выполнение решения: включение «поворотника» и перестроение либо воздержаться и позднее повторить алгоритм сначала.
В заключение предлагаю ознакомиться с материалом статьи Одиночное перестроение. Теория и практика, а также с материалом небольшой серии статей Перестроение, который даст ответы на многое вопросы, связанные с маневром «перестроение».
Будьте внимательны за рулем.
Одновременное перестроение
О правильном одновременном перестроении и применении упомянутого правила «помехи справа» идет речь в п.8.4.
Но если бы все ситуации на дорогах сводились к одному предложению – при одновременном перестроении приоритет получает тот, кто движется справа. Предлагаю посмотреть на то, как действовать в трех наиболее типичных случаях.
- Сосед надумал перестроиться на вашу полосу, но уступать вы не обязаны, так как правило «помехи справа» в данном случае не работает. Вы же не планируете совершить маневр, а преспокойно едете по своей полосе, не меняя траекторию.
- Вы хотите оказаться в левой полосе, но и водитель слева задумал перестроиться. Здесь уже правило помехи справа работает, и сосед должен уступить вам дорогу, независимо от того, какой маневр он совершает. Правда, давить на газ в этом случае не стоит, а начинать перестроение лучше все-таки после того, как появится полная уверенность – сосед-то джентльмен и ПДД хорошо выучил.
- Вы решили попасть на правую полосу, но и справа водитель планирует маневр. Здесь уже вы должны проявить душевную теплоту и заботу и уступить дорогу.
Поворот направо на перекрестке
Опасные ситуации при повороте направо на обычном, не круговом перекрестке.
Поворачивая направо, в соответствии с пунктом 13.1 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую совершается поворот, и велосипедистам, едущим через эту проезжую часть по велосипедной дорожке (если таковая имеется). С этими участниками движения у водителей вопросов не возникает.
Проблемы наступают тогда, когда правая сторона проезжей части дороги, на которую выполняется поворот, по разным причинам заставлена другим транспортом. Там, например, может располагаться остановка общественного транспорта, и в часы пик вся правая полоса сразу после перекрестка будет занята.
Придется эту пробку как-то объезжать, но тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее
И в этот момент нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас
Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда. Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы.
Такое действо является нарушением и причины в данном случае не важны, но оно имеет место. Когда нарушителя «поймают» – то он, скорее всего, будет оштрафован, пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — избежать ДТП.
Поэтому при повороте направо на перекрестке есть смысл обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас. Еще необходимо обращать внимание вот на что. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречному транспорту
Эту особенность нужно учитывать. Подробности этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД
Еще необходимо обращать внимание вот на что. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречному транспорту. Эту особенность нужно учитывать
Подробности этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
Несколько по-другому ситуация складывается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы. В подобных случаях, поворачивая направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины. Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет».
Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.
Какой штраф за движение по левой полосе?
Если водитель нарушает п. 9.4 или п. 9.5 ПДД, его могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП за нарушение правил расположения автомобиля на дороге. Размер штрафа здесь равен 1 500 руб.
Зафиксировать нарушение может только инспектор ГИБДД. Камеры, фиксирующие несоблюдение п. 9.4 или п.9.5 ПДД, пока еще нигде не установлены. На месте составляется протокол, где сразу будут указаны реквизиты для оплаты.
Если оплатить штраф в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой – 50% от суммы. В конечном итоге перечисляется только 750 вместо 1 500 руб.
Уважаемый читатель!Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
- Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
- Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)
Боюсь перестраиваться в потоке
Сегодня представить жизнь без такого транспортного средства как автомобиль, пожалуй, очень сложно. Неумолимый ритм города с каждым днём всё больше заставляет нас экономить своё время. Сидя за рулём, мы стремимся избежать пробок, срезать больше или кого-то обогнать. Если автомобилист уже не первый год ездит за рулём, он уже не обращает внимания на обилие сложных и порой опасных манёвров, которые он совершает за день.
После получения водительского удостоверения, многие из нас «расслабляются» или, проще говоря, теряют бдительность, забывают о важных правилах ПДД, в результате чего становятся жертвами или виновниками жутких ДТП. Для того, чтобы этого не произошло, а также с целью напоминания «новичкам» одного из важнейших элементов ПДД, хочу поговорить о том, как правильно и безопасно перестраиваться на дороге Отмечу сразу, что не всегда правила ПДД соблюдаются всеми автомобилистами, как правило, на дороге новички сталкиваются с тем, что в реальной жизни все совсем не так как в учебниках.
Сегодня, особенно в головокружительном ритме большого города, автомобиль действительно стал обычным средством передвижения, позволяющим значительно экономить время и силы. На каждом маршруте автомобилист выполняет десятки маневров. Одним из наиболее частых является перестроение. Статистика, приводимая службами безопасности дорожного движения, говорит, что перестроение относится к наиболее сложным и опасным маневрам уступает по показателям исключительно обгону по встречной полосе , а по частоте ДТП намного превосходит большинство других.
Что написано о движении по левой полосе в ПДД?
Ответы на все вопросы о езде по левой полосе содержатся в По большей части запреты касаются загородных трасс:
- Вне населенных пунктов нельзя ездить в левом ряду, за исключением поворота налево или опережения. То же самое касается и остальных дорог, по которым разрешается езда со скоростью свыше 80 км/ч, если они обозначены знаками 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей, мотоциклов и автобусов).
- В населенных пунктах можно ездить по любой полосе, кроме некоторых исключений. Например, если максимальная скорость транспорта не превышает 40 км/ч, водитель может двигаться только по крайней правой. Исключение – повороты, развороты, объезды препятствий: в таком случае выезжать на левую разрешается.
- Если на дороге три полосы и более. Здесь месторасположение роли не играет: занимать крайний левый ряд можно лишь в том случае, если остальные две заняты другими автомобилями и наблюдается интенсивное движение. Также допускается выезд только для поворота налево или разворота.
Рассмотрим несколько примеров, как это должно выглядеть на практике:
Стоит учитывать знаки и разметку. Даже если при езде в городе две полосы, но есть знаки, указывающие направление движения, нужно руководствоваться ими. Например, нельзя ехать прямо в левом ряду, если знак указывает, что на данном участке дороги можно только развернуться или повернуть налево.
№2. Езда вне населенного пункта. Конец населенного пункта обозначается знаком
5.24.1, но ограничения могут быть сняты и знаком
3.31. Человек едет на машине в правом ряду. Попутно едущий автомобиль спереди движется с меньшей скоростью, поэтому другому водителю разрешается его опередить. После завершения маневра он должен вернуться в свою полосу.
Другой вопрос – когда обе полосы заняты, и слева автомобиль едет так же медленно, как и справа. Фактически получается, что вся дорога занята, и тот, кто едет быстрее них сзади, не сможет проехать, или ему придется выезжать на «встречку» в нарушение ПДД. По правилам оба впереди едущих водителя правы, но во избежание дорожных конфликтов лучше так не делать.
Направления движения по полосам
Знак «Направления движения по полосам» указывает на число полос перед перекрестком, а также на направления, в которых можно двигаться по каждой из перечисленных полос:
Например, приведенный выше знак разрешает:
- Поворот направо из правой полосы.
- Движение прямо из центральной и левой полос.
- Поворот налево из левой полосы.
- Разворот из левой полосы
Похожее значение имеют и знаки «Направления движения по полосе»:
При этом их отличие от знака предыдущего состоит в том, что устанавливаются они над каждой из полос и регулируют движение именно по той полосе, над которой установлены.
Рассмотрим особенности знаков 5.15.1 и 5.15.2:
- Знак, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот.
- Знаки не распространяются на общественный транспорт.
- Знаки, установленные перед перекрестком, распространяются на весь перекресток (если на перекрестке нет знаков 5.15.1 или 5.15.2, дающих иные указания).
Последний пункт рассмотрим несколько подробнее. На российских дорогах попадаются перекрестки с круговым движением, перед которыми установлены знаки, регулирующие направления движения по полосам. Подразумевается, например, что въехавший по правой полосе водитель должен выехать с перекрестка направо, въехавший по левой полосе должен выехать налево и т.п.
Подобная организация движения обычно вводит водителей в заблуждение. Поэтому напомню несколько правил, позволяющих ориентироваться на подобном перекрестке.
1. Независимо от того, по какой полосе Вы въехали на перекресток, Вы в любой момент можете перестроиться на другую полосу (если это не запрещено разметкой).
2. Выезжать с кругового движения можно только по крайней правой полосе. Исключение — если перед выездом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие выезд с нескольких полос.
На практике на подобных перекрестках (с круговым движением) ориентироваться довольно тяжело, ну а попадающие на них в первый раз водители только добавляют хаоса. Так что разумным будет строить свой маршрут таким образом, чтобы на «непонятные» круговые движения не попадать, т.к. виновником практически любого ДТП на таких перекрестках может оказаться любой из водителей.
Вернемся к знакам 5.15.1 и 5.15.2. В некоторых случаях (в соответствии с ГОСТ) могут устанавливаться и предварительные дорожные знаки, однако рассчитывать на них все же не следует. Соответственно, знаки, регулирующие направление движения по полосам, следует искать непосредственно перед перекрестком.
Что касается наказаний за нарушение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, то они довольно разнообразны и зависят в основном от того, какие еще пункты правил будут нарушены.
Например, если водитель проедет прямо по полосе, из которой разрешен только поворот, то он получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если же повернуть налево, там где это запрещено, и оказаться на одностороннем движении (во встречном направлении), то здесь уже речь пойдет о 5 000 рублей или лишении прав на 4-6 месяцев.
Движение по «выделенке»
С тех пор, как для общественного транспорта появилась отдельная полоса, для многих автомобилистов возник соблазн иногда пользоваться ею. Тем более рейсовые автобусы, маршрутки не обязаны перемещаться только по этому ряду. Но в ПДД движение по выделенной полосе для обычных машин запрещено. Допускается оно лишь:
- если «выделенка» очерчена пунктирной разметкой, а не сплошной (или вообще отсутствующей);
- при необходимости повернуть в соответствующем направлении (разметка на участке тоже должна быть прерывистой);
- если авто выбирается на дорогу с «выделенкой» из двора или прилегающей территории, останавливается у правого края, чтобы выгрузить или принять пассажиров (тоже при наличии пунктирной разметки).
Во всех других случаях движение по полосе общественного транспорта ПДД рассматривается как нарушение. Оно наказывается по части 3 или 4 статьи 12.15 КоАП.
Первый этап
Если перед поворотом направо Вы перестроились на крайнюю правую полосу
, то этого еще недостаточно.
Занять надо крайнее правое положение
, и поверьте, это не одно и то же.
Крайняя полоса
бывает настолько широкой, что там спокойно умещаются 2–3 легковых автомобиля, а мотоциклы и считать не стоит. А крайнее положение предполагает такое расположение Вашей машины на проезжей части, что уже никому не захочется проехать между Вами и тротуаром (рис. 6, 7).
Рис. 6. Крайняя правая полоса
Рис. 7. Крайнее правое положение
Если Вы начнете поворот из положения 2 (рис. 6), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл, а может быть, и обычный легковой автомобиль. Поэтому перед любым поворотом направо необходимо вспомнить разницу между полосой
и положением
, подумать о «шустриках», которые любят залезать во всевозможные «щели» и занять на дороге реальное крайнее правое положение.
При подготовке к повороту направо необходимо помнить также о различии траекторий движения передних и задних колес машины (см. рис. 2)
Особое внимание следует уделять грузовым автомобилям с прицепами
В процессе подготовки к повороту направо водитель длинномерного транспортного средства вынужден принять немного влево, чтобы избежать наезда задними колесами машины или колесами прицепа на угол тротуара (см. рис. 3 г).
Въехать во двор или на другую прилегающую к дороге территорию водители длинномерных транспортных средств могут только с предварительным смещением влево. И, конечно, находятся «умники», которые спешат залезть в образовавшуюся щель, намереваясь проехать прямо (рис. 8).
Рис. 8. Маневр длинномерного транспортного средства
Учтите, водитель грузовика не в состоянии увидеть низкий легковой автомобиль справа в щели между собой и тротуаром, а кузовные и прочие работы в автосервисе обходятся сейчас недешево.
К сожалению, эта авария является классической, о чем следует знать и помнить не только водителям длинномерных транспортных средств, но и водителям «шустрых» малолитражек.
Если перед началом поворота направо конфигурация данного места вынуждает Вас прибегнуть к предварительному смещению влево, то Вы обязаны проконтролировать сзади движущийся транспорт и обеспечить безопасность маневра.
Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Если Вы видите, что перед местом возможного поворота направо впереди идущий грузовик или автобус чуть-чуть смещается влево, то вероятнее всего водитель готовится именно к повороту направо. В таком случае следует снизить скорость и дать ему возможность спокойно закончить маневр.
К счастью, выше рассмотренная ситуация на дорогах встречается не каждый день. Обычно перед поворотом направо достаточно лишь занять крайнее правое положение, и безопасность маневра на этом этапе будет обеспечена.